ПОД СЕНЬЮ СПРАВЕДЛИВОГО ЗАКОНА
«Что значат законы без нравов,
что значат нравы без веры?»
Гораций
Этот риторический вопрос мог бы послужить ответом, как ни парадоксально, на вопрос «что делать на экскурсии детям, ученикам воскресной школы, в Государственной Думе?» Как и на любой экскурсии – узнавать, переживать, строить планы. Наверное, никто из православных не будет против, если и ныне, и в будущем во власти будет все больше верующих людей. Поэтому мы и оказались в стенах государственного учреждения, где народные избранники создают законы.
К поездке мы немного подготовились: вводный урок был посвящен рассказу о том, что такое закон вообще, зачем он нужен; что три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) характерны для федеративного устройства. Для учеников 5-7 классов такая информация была совершенно новой, но, как нам кажется, необходимой. Разве не надо детям знать, что в нашей стране проживают граждане более чем 120 национальностей и народностей? Многие из названий этих народов не только детям кажутся экзотическими, а кто-то из детей даже предположил, что «шугнанцы» и «алюторцы» – это драгоценные камни, а вовсе не народы. Конечно, каждый народ и национальность, даже состоящие из 14 человек, а есть и такие, для нашей страны драгоценны своей самобытностью, Россия доказала не раз свою материнскую заботливость по отношению к малым народам. Не все дети знали, что в нашей стране восемь административно-территориальных округов, но про новый округ – Крым, конечно, знали все.
Многие из ребят были знакомы с традиционным изображением символа правосудия – богини Фемиды. Понятны им и символы весов, повязки на глазах и меча. Но как именно Фемида «действует»? Меч поразит всякого, без разбора званий и заслуг, если он «вылезет» выше положенного уровня, то есть закона, считает поэт.
Принято считать, что борьба за создание парламента в России велась весь XIX в., и лишь в 1906-1917 гг. Дума стала представительным учреждением с ограниченными законодательными правами. Однако стоит напомнить, что уже в X в. в Русском государстве был высший совет при князе, а с 1547 г. при царе, называвшийся «боярской думой», деятельность этого органа носила законосовещательный характер. Если выносился приговор по делам, то он излагался по формуле: «Государь указал, и бояре приговорили». Иногда царь поручал решить дело без него, тогда думское решение подавали ему только для утверждения.
Наша поездка 26 марта началась с посещения святых и памятных мест Москвы. Директор Воскресной школы священник Димитрий Полещук выступил гидом и рассказал детям о судьбе Воскресенских Ворот и Иверской часовни. После чего все зашли помолиться Пречистой Деве у иконы Ее «Вратарница», затем отец Димитрий рассказал детям об архитектурных особенностях зданий Исторического музея и ГУМа, также рассказ коснулся Казанского собора на Красной площади, Никольской башни и чудесного обретения на ней иконы Николы Можайского. Следуя по Никольской улице, участники поездки не могли не посетить Заиконоспасский монастырь. Идя далее, группа вышла на Лубянскую площадь, затем все проследовали к Большому театру, а от него к Колонному Залу и входу в Государственную думу.
Оказалось, что в Думе работают не только депутаты: каждый день организуются круглые столы и конференции, и множество граждан принимают в них участие. В этом мы могли убедиться, когда проходили в здание вместе с огромным числом гостей. Ориентироваться в новом для нас пространстве помогал нам Игорь Александрович Павлов, член Комитета по общественным объединениям и религиозным организациям, ставший нашим любезным проводником и помощником. Наша экскурсия состояла из двух знаменательных встреч: с лидером партии ЛДПР – В.В. Жириновским и его первым заместителем А.Н. Диденко. Эти встречи-беседы проходили в официальных залах, перед нами были столики с микрофонами, так что каждый мог представить себя на месте реальных участников. В.В. Жириновский обратил свое слово к детям, он рассказал о своем личном опыте взросления, о том, что надо не бояться иметь свое мнение по любому вопросу и постоянно быть в поиске. Искать то, что нравится, чтобы работа приносила радость, тогда результат ее будет востребован другими, ведь нелюбимая работа, как нелюбимая жена. Человек, не нашедший себя, со временем становится агрессивным, асоциальным. Кто такие преступники? Исключая трагические случайности, зачастую это именно люди, не нашедшие себя. Человек состоявшийся, человек нравственный может стать достойным гражданином – примерно так можно было понять ответ лидера ЛДПР на вопрос отца Димитрия Полещука о том, как, по его мнению, вера в Бога помогает человеку состояться в жизни. В заключение встречи с лидером ЛДПР нам вручили подарки: футболки, бейсболки, значки и книги, выпущенные под редакцией В.В. Жириновского.
А.Н. Диденко, первый заместитель В.В. Жириновского, рассказал нам об истории партии, о том, какие задачи стоят перед ней, уделив особое внимание борьбе за чистоту русского языка. Он напомнил, что еще М.В. Ломоносов начинал борьбу с «импортозамещением» в русском языке: зачем мы говорим «директор», когда можно говорить «руководитель»? Было отмечено, что и по другим вопросам партию отличает здоровый консерватизм, что ее идеология идет вразрез с утверждаемыми ныне в Европе толерантными «ценностями. А.Н.Диденко пояснил, что в нормальном гражданском обществе свобода «моя» должна заканчиваться там, где начинается свобода другого человека. Он также отметил, что в ЛДПР много молодежи, что для них особенно важно – сегодняшний тридцатилетний человек никогда не был в КПСС, а значит, не имеет того негативного опыта, про который мы, взрослые знаем не понаслышке. Вопросы, заданные заместителю лидера ЛДПР, были связаны с празднованием Дня Победы и почему именно 9 мая, а не 8-го; с тем, чем отличаются Указы Президента от решений Государственной Думы; почему Международное право в нашей стране выше, чем федеральные законы и другие. А.Н. Диденко ответил на все вопросы обстоятельно и доброжелательно с учетом возраста слушателей.
В заключение мы напомнили детям, что деятельность народных избранников очень важна, ведь, как говорил лорд Байрон, «тысячелетие по кирпичику создается государство; но один час может превратить его в пыль». Такое же может случиться в государстве, если большинство его граждан с безразличием и покорностью относятся к неправде и несправедливости, но, как отметил отец Димитрий, христианин не может быть таким человеком: на вере основана нравственность, на нравственности следует основывать законы.
Варламова Н.В.