«И ДЕЛАЛ ОН БЛАГОЕ ДЕЛО, НАДЕЯСЬ, ВЕРУЯ, ЛЮБЯ…»
27 октября в Андреевской школе состоялось первое заседание членов Андреевского краеведческого общества, на котором присутствовали также учащиеся школ пос. Андреевка и Зеленограда.
Гостей и участников приветствовала создатель школьного музея А.П. Ананьева, которая рассказала о целях и задачах общества.
С докладом на тему «Памятник в деревне Андреевка первому технологу России М.Я. Киттары (к 130-летию со дня смерти)» выступил заслуженный учитель России, преподаватель экологии и краеведения нашей Воскресной школы А.У. Петроченко. Текст печатается с некоторыми сокращениями.
«Мы, жители Андреевки, Зеленограда, Горетовки, Голубое и других населенных пунктов должны быть благодарны нашей Спасской церкви и ее священнослужителям, которые помогли сберечь память о замечательном человеке. В церковной ограде стоит памятник – часовня, металлический, пустотелый, внутри всегда горит свеча, на памятнике имя – Модест Яковлевич Киттары, годы жизни 1824-1881, и прекрасные слова любви и признания: «И делал он благое дело, надеясь, веруя, любя. Господи, прими дух его с миром и сотвори ему добрую память в людях».
Модест Яковлевич родился в Перми. О его детских годах, к сожалению, пока абсолютно ничего не известно. В 16-летнем возрасте он поступил в Казанский университет (ректором в то время был великий математик Н.И Лобачевский). Киттары специализировался в области зоологии, но участвовал также в семинарах и лабораторных работах по химии, которые проводил выдающийся ученый-химик, профессор Николай Николаевич Зинин. В 1845 году Киттары окончил Казанский университет по разряду естественных наук.
В 1847 году защитил диссертацию на звание магистра по анатомии осетровых рыб, за которую получил золотую медаль.
В 1848 году начал читать лекции по технологии, заменив Н.Н. Зинина. В 1850
В 1850 г. защитил докторскую диссертацию по анатомии фаланги.
В 1854 г. – избран заведующим кафедрой технологии Казанского университета.
В Казани Модест Яковлевич организовал технический музей, активизировал деятельность Казанского экономического общества. Под влиянием Киттары фабрично-заводская промышленность Поволжья стала переходить на рациональные методы производства.
В 1857 году Киттары был приглашен в Московский университет на кафедру технологии, открытую по ходатайству московского купечества, которое поставило Киттары также и во главе Московской практической академии коммерческих наук.
В 1864 году Модест Яковлевич купил большой участок земли у деревни Горетовка у капитанши Гуляевой. Здесь он создал образец крестьянского хозяйства – с правильными севооборотами, удобрениями, помещениями для крупного рогатого скота и домашней птицы.
После десятка лет ненапрасной работы он понял, что нужно внедрять в крестьян общую грамотность, и открыл в 1877 году у деревни Горетовка Новинско-Горетовское двухклассное училище для детей, успешно окончивших церковно-приходскую школу. Для содержания школы Модест Яковлевич предоставил и завещал капитал. При школе он завещал создать приют для бедных учеников на 20 человек. Это деревянное замечательное здание функционировало до 1956 года как Горетовская семилетняя школа, до пожара. Потом была построена одноэтажная кирпичная школа-восьмилетка, в которой учились дети до конца 70-х годов.
Сестра Модеста Яковлевича Киттары Софья Яковлевна (в замужестве Виноградова) похоронена при Спасской церкви, была замужем за священником Виноградовым и была прихожанкой Спасского храма.
В 1879 году уже больной М.Я. Киттары оставил профессуру и переехал в Петербург. Вскоре, 9 апреля 1881 года, он скончался, и был похоронен в Петербурге.
Энциклопедическая образованность, передовые взгляды на экономическое будущее России, большой педагогический талант, организаторские способности и патриотизм помогли Киттары в ряде вопросов определить свое время и оставить глубокий след в технологии.
Его по праву можно отнести к лучшим представителям русской технической интеллигенции второй половины XIX века. Вот какому замечательному человеку поставлен памятник-часовня у Спасской церкви в Андреевке!»
Затем все познакомились с экспозициями школьного музея.