БЛАГОДАТНЫЕ МИНУТЫ РАДОСТИ
В Православной Церкви существует множество красивых, наполненных глубоким смыслом традиций. Одной из них является освящение нового урожая на Господские праздники. 14 августа, в день изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня – престольный праздник нашего храма, – прихожане собрались вместе для участия в Божественной Литургии. Котомки с медом остались на периферии, дожидаясь своего часа, как бы вопреки расхожему в народе пониманию, что на «Медовый Спас», «Яблочный Спас» и т.п. нужно прийти в храм лишь для освящения снеди под конец богослужения. Нет, прихожане Спасского храма собрались в этот день для того, чтобы горячо благодарить Бога за наш храм (у которого в этот день состоялся 336 день рождения), за родных и близких людей – за всё. Все верующие имели возможность в этот день приложиться к частице Честного и Животворящего Древа Креста Господня, отчего благодать Божия переживалась нами еще больше. Кульминацией праздника стала Трапеза Господня – Причастие. Прихожане имели радость видеть за богослужением всех наших батюшек в полном составе (обычно кто-то из священников окормляет наш приписной Знаменский храм или совершает свои настоятельские дела на другом приходе). А уже потом настоятель храма отец Николай вознес молитву на освящение меда и окропил его и прихожан освященной водой.
А 19 августа, прикладываясь к иконе Преображения Господня и камню с горы Фавор, каждому, наверно, хотелось отведать вкусных плодов, которые красиво обрамляли святой образ Преображения Спасителя на аналое к центре храма. Вообще освящение плодов во дни Господских праздников напоминает нам о том, сколь много удивительного изобилия и красоты дает нам Бог. Мы очень часто не замечаем этой любви Божией, явленной в изобилии земном. А вот в эти дни мы возносим свои сердца и плоды своих трудов к Небесам, с благодарностью.
После богослужения настоятель храма обратился к собравшимся богомольцам с проповедью: «Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником Преображения Господня! Всякий раз перед тем, как совершать Божественную литургию, священник на проскомидии на специально приготовленную тарель, которая называется дискос, приготавливает Агнец, который впоследствии станет Телом Христовым, а вокруг этого Агнца располагаются частицы просфор, принесенные в память Пресвятой Богородицы, всех святых, живых и умерших. Таким образом, на дискосе зримо представлено собрание вокруг Христа всего спасенного и спасаемого человечества.
Такое же собирание Христом вокруг Себя живых и умерших мы видим на горе в день Преображения. Вместе с тремя учениками поднимается Он на гору и здесь, в Его славе, перед Ним предстоит из мира мертвых пророк Моисей, и с неба сходит пророк Божий Илия – самые почитаемые и самые великие праведники Ветхого Завета.
Моисей жил за много столетий до пришествия в мир Спасителя и во время его земной жизни было сказано: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33,20). Прошли годы и столетия, многие поколения сменили друг друга. Наказания и благословения, предсказанные Моисеем, в свою очередь опускались на головы сынов Израиля. Наконец «пришла полнота времени» (Гал. 4,4), и на землю пришел воплотившийся Сын Божий. Теперь Моисею стало возможно увидеть лицо Его. Уже не боялся умереть Моисей от этого лицезрения, и не только потому, что тело его уже давно лежало в земле, а лишь душа наслаждалась лицезрением Истины. Но еще и оттого, что не убивает, но животворит Агнец Божий, для того и пришедший, чтобы взять на Себя грехи мира.
Моисей столько раз слышал Божий голос! Он слышал его и ушами, и сердцем, ибо Господь говорил с ним как с другом – устами к устам. Теперь он видел прежде Невидимого, и нет на человеческом языке слов, чтобы передать то, что он чувствовал.
Но Илия смотрел на Христа иначе. Там, где живет Илия, время движется по-иному. На земле тянутся годы и сплетаются в столетия. А собеседники Ангелов – Енох и Илия – могут не замечать их, поскольку живут близ Бога, у Которого тысяча лет – как один день.
Пророк Божий Илия, который вознесен был с телом своим на небо, также приходит для того, чтобы здесь поклониться преображенному Богу, и хоть трое ближайших учеников находятся в страхе и смятении, эти двое пророков, как говорит Писание, «говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9,31). Отвержение Христа старейшинами, осуждение Его на смерть, распятие и Воскресение были предметом их разговора.
Многие тайны были открыты этим пророкам и наверняка не все то, что они знали, они передали израильскому народу, и здесь открываются им еще большие тайны, о том как пришедший и принявший зрак раба Сын Божий не только пришёл на землю для того, чтобы спасти людей, но и как Он будет отвержен, предан и как Его убьют.
Что же на самом деле происходит в этот день на горе Фаворской? Это было Царствие Божие, пришедшее в силе. Так сказал Христос перед Преображением: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9,1). Христос, сияющий, как солнце. Люди, поклоняющиеся Ему. Слава Божия, освящающая праведников. Это и есть Царствие Божие, явленное на краткое время малому числу избранных, но ожидающее в конце веков и времен всех, кто записан в Книгу Жизни. Это Царствие Божие, о котором мы слышали сегодня и в апостольском чтении. Апостол Петр обращается к своей пастве и говорит им о том, что он сам проповедует им не то, что он слышал, но то, что он видел собственными глазами и чему он был свидетель. Это Царствие Божие открыто пришествием в мир Бога для каждого человека, и Господь призывает всех нас войти в радость с Ним.
Здесь, в празднике Преображения, мы понимаем, что Христос – это не просто пророк и учитель, Христос – это Тот Самый Бог, Который жертвенно любит Своих людей. Бывшее на Фаворе превосходит всякую цену. Это событие учит нас тому, в Кого же мы, собственно, верим, Кого называем Спасителем. Это – Бог пророков, Податель Закона, сладчайший Собеседник древних праведников, вечное сияние славы Отца, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного. Это Тот, Кто выше Моисея. Тот, Кому предстоит Илия. Он – Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.
Христос преображается для того, чтобы все видели, что ожидает человека после его смерти, какая радость, какая благодать, какое спокойствие сердца будет после того, как мы попадем в Царствие Божие, если мы туда, конечно, попадем. А для того, чтобы нам Царствие наследовать, для того, чтобы нам быть вместе со Христом и Богом, Господь оставил нам Свои заповеди, которые просит, чтобы мы исполняли. Исполнение их приведет нас по узкому пути в узкие врата в Царствие Небесное. Господь помогает нам на нашем жизненном пути, Господь являет нам многократно Свои чудеса. Господь поддерживает нас и вдохновляет вот в таких праздниках, которые мы совершаем сегодня. Господь напоминает нам о том, что каждый из нас желанен для Него, каждого из нас Он ждет, каждому желает Он спасания. Дай Бог, что бы в этих праздниках, в которых мы принимаем живое и деятельное участие, сила Божия и Его благодатная помощь не проходила мимо нас напрасно. Что бы она оставалась в наших сердцах, что бы она помогала нам по жизни идти навстречу к Тому, Кто пришел для каждого из нас. Дай Бог, что бы воскресший и преображенный Христос всегда жил в нашем сердце. Аминь».