ЖИВАЯ ИСТОРИЯ. ЗНАМЕНСКИЙ ХРАМ СЕЛА ГОЛУБОВО

Здесь кирпичи – сердца человеческие

7Летом 2013 г. началось строительство Знаменского храма в деревне Голубое. Сегодня каждый желающий может поучаствовать в строительстве этого храма: записать свое имя на кирпичике, который ляжет в основание церкви, внести посильное пожертвование. Но мало кто знает о живой истории и жизни, которая совсем недавно протекала в этих местах.

В основании Знаменской церкви лежат человеческие жизни, в том числе святых людей, чад Божьих, которые служили здесь, были прихожанами и просто жителями окрестных поселений, любящими этот храм.

Советская власть внесла свои страшные коррективы в жизни обычных людей. Присвоила себе право вершить судьбы тысяч людей. При ней безжалостно разрушались стены церквей. Что ныне осталось от Знаменского храма? Но Церковь Христова зиждется на Камне и вратам адовым одолеть ее невозможно!

Судьба Знаменского храма с Божьей помощью открывается перед нами все новыми гранями. Мы публикуем данные, которые были найдены благодаря родственнице священнослужителей Знаменского храма, что был некогда в селе Голубово Звенигородского уезда, Московской губернии, – Марии Дмитриевне Смирновой.

В воссиявшем свете огромного исторического и культурного наследия здешних мест кажется неуместным вспоминать, что кто-то совсем недавно (а быть может, и поныне) был против строительства здесь церкви. Как можем мы просто так забыть подвиги мучеников Христовых, пострадавших в годы советских гонений, как можем повернуться спиной к своим предкам, которые всем сердцем любили здешние места, как, наконец, прервать молитвенную память о наших с вами отцах и дедах, построив на месте разрушенного храма очередное высотное здание? Подобных преступлений не прощает сама история.

На протяжении нескольких веков тысячи паломников, направляющихся на богомолье в Ново-Иерусалимский монастырь, встречала на пути великолепная трехэтажная Знаменская церковь. Село Голубово стояло на пути из Москвы в Новый Иерусалим (Воскресенск). Паломники ехали до станции Крюково Николаевской (Октябрьской) железной дороги, а затем на лошадях или пешком до Воскресенска.

Церковь была построена еще до 1700 г. и служила, по всей видимости, промежуточным пунктом в паломнических поездках императорских особ и простых богомольцев. Так, доподлинно известно, что в Голубове проездом в Новый Иерусалим останавливались в 1816 г. император Александр I, а в 1858 г. – император Александр II с супругой. Вполне вероятно, что и другие именитые особы, направлявшиеся в паломничество, бывали здесь, но документальных данных на этот счет нет.

Сама церковь была построена в величавом императорском стиле ампир, восьмиугольной в плане. Вокруг – прекрасная девственная природа. Находился храм на левом берегу речки Горетовки. Там, где сейчас современные высотные здания и коттеджи, простирались старинные парки, ухоженные озера, воздух был наполнен чудесным запахом черемухи, покоем и тишиной, настраивающими на молитвенный лад.

Но красота храма не так важна, как красота сердец человеческих. Отрывки биографий, которые открываются нам, как жемчужины, повествуют о том, что здесь некогда служили достойные священники, трудящиеся на ниве Божией несмотря ни на какие тернии. Они, как кирпичи прочного фундамента воздвигаемой ныне церкви, были крепкой основой для веры многих и многих. Даже страшные гонения не смогли сломить этих твердых в вере христиан. Служили в Знаменской Церкви и такие, кто прославлен ныне в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. Вот, чьим предстоянием пред Богом воздвигается ныне Знаменская церковь, некогда изуверски разрушенная, и процветает наша андреевская земля. Но обо всем по порядку…

 

«Помощник и покровитель» Голубовской земли.

Священник Сергий Смирнов

1В далеком 1827 г. родился будущий настоятель Знаменской церкви – Сергей Иванович Смирнов. В 25 лет окончил курс в Московской духовной семинарии и буквально через два года, 11 декабря 1854 г., Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом определен на место священника Знаменской церкви с. Голубова. На этом приходе отец Сергий и прослужил большую часть своей жизни – 40 лет! Молодого священника укреплял и направлял сам митрополит Филарет.

Искренняя любовь к ближним, строгий образ жизни, твердая вера и горячее пастырское служение батюшки снискали любовь и уважение со стороны прихожан Знаменской церкви, лиц высокого звания и духовенства. Так, он был избран народом в должности депутата, духовника, а затем и благочинного, которым отец Сергий пробыл двенадцать лет.

Не оставлял своим попечением сельского священника и император. К концу жизни отец Сергий имел сан протоиерея и ордена, в частности орден святого Владимира IV степени и святой Анны III степени. Но не любовь к наградам возвеличила этого доброго пастыря, а глубокое христианское смирение: свою первую богослужебную награду – набедренник – отец Сергий получил лишь на двадцать пятом году пастырского служения!

Отличали отца Сергия и усердная любовь ко Христу, глубокая вера, любовь к богослужению: он любил часто совершать Божественную литургию. За время своего служения отец Сергий неоднократно жертвовал средства в благотворительные и миссионерские организации.

В 1892 г., прослужив в Знаменской церкви сорок лет, отец Сергий был почислен за штат и назначен в московский приют имени митрополита Сергия. «Высокопреосвященный митрополит Владимир обратил на него свое архипастырское внимание, назначив его настоятелем последнего места и членом совета Сергиевского приюта, где он был истинным Ангелом, утешителем страждущих и неизлечимо больных, где своею молитвою он возбуждал упавшую веру несчастных, что засвидетельствовал и сам Владыка, Митрополит Владимир (посещая приют и беседуя с больными, указав на почившего отца Сергия, Владыка сказал: “Вот у кого должны учиться молиться Богу”)», – такие воспоминания оставил о нем сын священник Алексий Сергеевич Смирнов.

Почил отец Сергий как истинный христианин. В последние годы, когда старческий недуг часто приковывал его к постели, почивший был осчастливлен личным посещением митрополита Владимира, который долго беседовал с ним и ободрял его. Будучи всю жизнь строгим носителем служебных традиций времени митрополита Филарета, почивший умер, готовясь к службе. 5 июня, когда он собирался к всенощной, с ним сделался удар, и до 6 июня, дня самой смерти, он, не покидая постели, все рвался в церковь и просил доктора отпустить его для службы. В 10 часов утра в Троицын день с первым ударом колокола к Литургии его не стало. 2Пред смертью протоиерей Николо-Плотниковской церкви Иосиф Фудель напутствовал его святыми Тайнами и соборовал. Отпевание было совершено 8 июня десятью священниками во главе с отцом протопресвитером Успенского собора Владимиром Марковым. Отец Иосиф Фудель во время причастного стиха сказал глубоко прочувственное слово о почившем, а пред отпеванием зять почившего священник Сергий Поспелов сказал небольшую речь, в которой кратко охарактеризовал духовные качества почившего. После отпевания тело было отправлено для погребения в с. Голубово. С колокольным звоном в предшествии духовенства и икон печальная процессия в 4 часа прибыла на Николаевский вокзал. Через два часа траурный поезд был на станции Крюково, где встречен местным духовенством, иконами и массою народа – бывших прихожан покойного. С пением «Помощник и Покровитель» гроб почившего несли на руках на протяжении пяти верст до родного ему храма села Голубова. На другой день в 10 часов утра была совершена заупокойная Литургия и панихида.

Местным священником, отцом Сергием Поспеловым, было сказано слово, посвященное памяти покойного, после чего гроб, по обнесении вокруг храма, опущен у алтаря главного храма. Весь приход и ближайшие соседи собрались проститься со своим дорогим батюшкой. Среди глубоко уважающих покойного почтил присутствием его сиятельство бывший Иркутский генерал-губернатор граф Павел Ипполитович Кутайсов с супругой и много других почитателей покойного.

«Память о нем долго будет жить среди знавших его лиц. В наше время таких людей мало. Счастлив тот, кто знал его, кто беседовал с ним, кто пользовался его советами. Кончина его – большая утрата для знавших его, и хотя тяжело сознавать, что этого чудного человека уже более нет, тем не менее, является невольное умиление, когда представим, что, пройдя трудный путь жизни, готовясь перейти в другой неведомый мир, покойный мог по праву сказать, что его совесть чиста и спокойна», – писал тогда сын отца Сергия Алексий.

 

Священномученик Алексий Смирнов

3В 1870 г. в семье священника Сергия Смирнова случилась радость: родился сын Алеша. Свое счастливое детство Алексей провел в поселке Голубово Московской губернии. Любовь родителей, сестры Ольги (к которой позднее он обращался не иначе как «любезнейшая сестрица»), красота и тепло родного края, обучение пению в детском церковном хоре, любовь к богослужению и к Самому Христу – все это стало фундаментом его непростой жизни.

Алеша пошел по стопам своих предков – все мужчины в его роду по отцовской и материнской линиям были священниками. В 1897 г. он женился на дочери священника Анисии Даниловне и сам стал священнослужителем. На тот момент настоятелем Знаменской церкви был уже зять отца Сергия Смирнова, священник Сергий Поспелов (похоронен за алтарем Спасского храма в Андреевке), поэтому отец Алексий отправился в московский приход святителя Николая в Плотниках на Арбате. Здесь он реализовал свою любовь к церковному пению, которая проявлялась еще с детских лет, и создал замечательный слаженный хор.

Вместе со своей женой и хористами отец Алексий часто приезжал в родные голубовские края, здесь он пел со своими воспитанниками на церковных службах. Люди очень любили отца Алексия: младшие обращались к нему «дядя Леша», старшие любовно называли «батюшкой», а самые маленькие просто подходили и прилипали к его рясе, даже воробьи садились на раскрытую ладонь священника.

4Несмотря на большое количество государственных и церковных наград, высокую грамотность и образованность (отец Алексей владел несколькими языками), батюшка был человеком простым. Теплыми летними вечерами он устраивал для жителей села Голубова концерты, где люди наслаждались пением старинных русских песен.

Но гармоничный уклад жизни в Голубове, судьбы замечательных людей были разрушены в один миг! Как, по какому праву?! На эти вопросы, наверное, еще предстоит дать ответ. А пока… 23 января 1938 г. сразу после праздника Крещения Господня и рождественской радости отец Алексий арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной группировке духовенства, ставившей целью свержение Советской власти с помощью капиталистических стран, контрреволюционная деятельность» по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР. И вместо сменяющихся мест служения начали сменяться места заключения, с выматывающими и бессмысленными допросами:

5– Знаете ли вы благочинного Владимира Федоровича Воздвиженского и встречались ли с ним? – спросил следователь.

– Да, с благочинным Воздвиженским я хорошо знаком и часто посещал его квартиру, – ответил священник.

– Следствием установлено, что вы являлись членом контрреволюционной группировки, руководимой Воздвиженским. Признаете ли это?

– Нет, это я отрицаю. Членом контрреволюционной группировки я не состоял.

– Следствию известно, что вы, состоя членом контрреволюционной группировки, вели контрреволюционную деятельность. Признаете ли это?

– Нет, это я отрицаю.

– Следствием также установлено, что вы высказывали террористические настроения по отношению к коммунистам. Признаете ли это?

– Нет, я это отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю.

Отец Алексий не лжесвидетельствовал на допросах, не предавал своих собратьев, хотя давление на него было сильное. На фотографии того времени видно, как изменился он в заточении. Неизменным осталось одно: его глаза, в которых сияла прежняя любовь. Воспитание и вера в Господа до конца были с ним, сам Христос укреплял отца Алексия.

Из обвинительного заключения: «Смирнов группирует вокруг себя съезжающихся со всех краёв Союза паломников, организовывает врачевание совместно с юродивыми, скрывающимися в лесах около Косино». Батюшка был приговорен к высшей мере наказания: расстрелу.

Отец Алексий принял мученическую кончину 22 марта 1938 г. на Бутовском полигоне, где и похоронен в безвестной могиле. Он причислен к лику святых Новомучеников Российских в 2001 г.

Дивны дела Божии! Священномученик Алексий продолжает свое христианское делание и на Небесах! По его молитвам ныне возводится разрушенная Знаменская церковь, в родных краях, в деревне Голубое! Люди тянутся в храм, к Богу; Церковь Христова живет!

Святый священномучениче Алексие, моли Бога о нас!

 

Священник Сергий Поспелов.

Разрушение Знаменского храма

В 1892 г. Ольга Сергеевна, сестра отца Алексия Смирнова, вышла замуж за псаломщика Сергея Дмитриевича Поспелова. В том же году Сергей Дмитриевич был рукоположен во священника и распоряжением Московского Епархиального начальства назначен настоятелем Знаменского прихода вместо тестя, отца Сергия Смирнова.

Отец Сергий Поспелов продолжил дело своих родственников-священников и был верным служителем Христовым в тяжелые предреволюционные годы. Он пользовался уважением в благочинии и не раз представлял духовенство 3-го округа Звенигородского уезда на Московских епархиальных съездах. За многие свои труды был награжден в 1919 г. ко дню Святой Пасхи саном протоиерея – редкая награда для священнослужителей Московской епархии в то время.

Но в 1930 г. всякая церковная жизнь в поселке Голубое прекратилась. И не потому, что закончился порох в пороховницах, а просто местные власти решили, что пора ударить по еще одному очагу добра и света Христовой любви на этой земле. Центр духовной жизни переместился в наш Спасский храм, на который с Божьей помощью не было наложено подобных прещений. Жители окрестных деревень приезжали в Андреевку, чтобы помолиться о своих родных и близких, о своей стране.

6За девять лет бесхозная Знаменская церковь стала ветшать. Былое величие безжалостно попрано советской властью. В итоге церковь была разрушена с бытовой целью – разобрать на хозяйственные нужды. Однако кирпичи никто не брал: они пролежали несколько десятилетий и заросли травой. То ли они были уже непригодны для строительства, то ли страх Божий не дал местному населению нажиться на разрушении святыни.

Кирпичи рассыпались в прах, а с ними и наши надежды увидеть церковь в прежнем ее старинном великолепии – такой, какой ее видели и любили местные священники, прихожане. Многие жители нынешней деревни Голубое даже и не задумываются о том, что на их земле стояла церковь и жили замечательные люди. Но мы надеемся, что церковный звон вновь озарит голубовскую землю, и храм будет стоять, как прежде, на своем законном месте, в радость небесных покровителей нашей земли, в память о многих поколениях священнослужителей Знаменского храма, во славу Господа Иисуса Христа.