МИССИОНЕРСКАЯ ЛИТУРГИЯ В КРЕСТИЛЬНОМ ЗНАМЕНСКОМ ХРАМЕ ДЕРЕВНИ ГОЛУБОЕ

В третью неделю Великого поста – Крестопоклонную – в крестильном Знаменском храме дер. Голубое была совершена миссионерская Литургия святителя Василия Великого. Проведение миссионерских богослужений на нашем приходе становится доброй традицией, тем более, что они имеют широкий живой отклик у прихожан. В результате накапливается опыт и необходимые материалы, появляется возможность учитывать и устранять какие-то «шероховатости», что позволяет не затягивать богослужение по времени, умело вкраплять педагогическую составляющую в общий ход богослужения, без ущерба молитвенному настрою.

Главной особенностью литургии святителя Василия Великого является наличие проникновенных пространных молитв, текст которых, к сожалению, возносится тихо батюшкой в алтаре во время пения хора и совершенно сокрыт от молитвенного взора прихожан (они слышат только обрывки этих молитв – возгласы). На этом аспекте был сделан один из основных акцентов: в брошюрах с переводом литургии Василия Великого на русский язык, которые, как обычно, были розданы всем молящимся в храме, тайные молитвы были приведены в полном объеме. Кроме того, во время Анафоры, священник имел возможность в тишине, прочесть эти молитвы во всеуслышание для народа Божия, чередуясь с пением хора.

Входные молитвы и облачение духовенства были совершены посреди народа. Данный момент очень важен и способствует осознанию общинного, соборного уклада богослужения: народ как бы отправляет духовенство из своей среды туда, к Престолу Божьему, для совершения бескровной Жертвы от лица всех молящихся, для принесения Богу даров от всего народа. Каждый молящийся жадно впитывал новые для себя действия и слова священнослужителей.

Чтец Кирилл Алексин в очередной раз подготовил лаконичные и емкие комментарии к основным моментам богослужения. Так, на проскомидии он объяснил каждое действие священника и диакона, раскрыл сущность и символизм священных сосудов и веществ, приготовляемых для литургического действа.

После прочтения Священного Писания на русском языке, священник Александр Насибулин сказал проповедь на евангельское чтение о тяжелом бремени крестоношения, от которого люди сегодня бегут, но которое Господь заповедал нести каждому человеку до конца; и о той всепобеждающей помощи, которую Христос посылает Своим последователям, потому что прекрасно знает, что такое страдания, знает, как тяжел Крест.

Одним из основных поводов к проведению миссионерской литургии послужило отсутствие алтарной перегородки – иконостаса. В восстановленном Знаменском храме недавно начали совершаться богослужения, и до сих пор продолжается его внутреннее обустройство, поэтому иконостас пока установить не успели. Мы решили воспользоваться этой возможностью: каждый молящийся в храме мог видеть все, что происходит в алтаре. Секрета тут никакого нет: все материалы о действиях священника в алтаре, тексты молитв, которые он читает тайно, описание убранства алтаря и священных сосудов – все это широко доступно в интернете и в наших книжных лавках. Однако современный человек редко понуждает себя к подобной работе, в итоге оставаясь в неведении о глубинном мире образов и символов Литургии, оставаясь сердцем и умом во многом за пределами этого «общего дела».  А здесь, все вживую и по-настоящему – такой подход  действительно помогает человеку начать постигать красоту литургического действа и свое место в нем.

Каждый молящийся в этот день в храме мог в полноте ощутить себя частью единого организма – Церкви Христовой. Все как один отвечали на возгласы священника: «Аминь», «И духови твоему». Все едиными устами и сердцем взывали «Господи помилуй» на прошения, возносимые диаконом.  И все как один подошли к Чаше, для того, чтобы исполнить цель – соединиться со Христом в Причастии.  Практически все молящиеся в храме в этот день причастились Тела и Крови Христовых.

В конце богослужения священник Александр Насибулин поблагодарил прихожан за терпение и отметил, что все увиденное и услышанное в этот день на миссионерской Литургии важно не расплескать, крепко запечатлеть на скрижалях своего сердца и воспроизводить этот опыт на каждой Божественной литургии.

После богослужения все прихожане могли согреться на улице горячим чаем, поесть булочки в виде маленьких крестов, которые по традиции пекутся в крестопоклонную неделю, и обсудить результаты очередной миссионерской Литургии.