26.12.2015

ВСТРЕЧА С ПРОТОИЕРЕЕМ АРТЕМИЕМ ВЛАДИМИРОВЫМ

26 декабря гостем нашего прихода стал известный проповедник протоиерей Артемий Владимиров, который утром возглавил Божественную литургию, а потом провел встречу с прихожанами на тему: «Тайники человеческого сердца». За богослужением, на котором отцу Артемию сослужило духовенство храма, батюшка обратился к богомольцам с пастырским словом:

«Сегодня, дорогие братия и сестры, мы слышали, как Спаситель возвещал в притчах о тайнах Царства Небесного, а Царство Небесное есть самый главный предмет евангельской проповеди. Царство Небесное – это Сам Господь, таинственно соприсутствующий нам в глубинах нашего сердца. Царство Небесное – это Царство благодати Божией, энергии Духа Святого, Который впервые осеняет нас в таинстве крещения, и почивает невидимо для внешнего взора в самой глубине человеческого сердца.

И притчи о Царствии Небесном, как они ни малы, умещаются в 3-4 строчки, призывают нас хорошенько подумать, осмыслить, приложить к себе их содержание, потому что, по выражению святителя Филарета, митрополита Московского: “В каждой черте и йоте Писания сокрыты свет и премудрость”. Спаситель потому и предлагает учение о Царствии Небесном в притчах, что представляет собой иносказание, говоря как будто об обыденных вещах. Притча побуждает нас вникать в ее содержание, и, отталкиваясь от земного, восходить к небесному. Так, например, Спаситель говорит, что Его Царство подобно горчичному зерну, взяв которое, человек сеет его в саду своем, а оно вдруг вырастает в огромное древо, ветвистое, в ветвях этого древа укрываются птицы небесные, и бывает это древо больше всех прочих. Царство Небесное сравнивается с малым невзрачным семечком. Почему? Потому что оно, Царство, невидимо, Его нельзя сравнивать с материальными предметами. Большинство людей уловляются как раз красотой этого видимого мира: кто-то всю жизнь строит и величается размером того, что он выстроил; кто-то копит и оценивает себя самого по размерам накоплений; кто-то берет власть над людьми и, если бы было можно, подчинил бы всю вселенную своей пяте. Но вот не таково Царство Небесное, человек, его имеющий, может ничего не иметь под руками, может быть совершенно незнаком и незнаем миру, может быть даже презираемым и отторгнутым миром, однако в нем сокрыто такое богатство, по сравнению с которым меркнут все красоты этого мира. Но как ни малó Царство, Оно постепенно растет в сердцах усердных, начиная все с небольшого залога Святого Духа, в таинстве миропомазания нам сообщенного, а завершается тем, о чем говорит преподобный Серафим Саровский: “Будете с благоговением причащаться Святых Тайн, сознавая себя недостойными, и станете светлеть, светлеть, покуда не просветитесь, как солнце”. Ветви Царства Небесного, быть может, суть нравственные качества, добродетели, которые свидетельствуют о том, что мы идем по правильному пути. Пришел человек в храм Божий к вере и принес с собой раздражительность, гордость тайную, нечистоту сердечную, быть может, осквернял язык свой бранью, принес с собой пороки, но Господь его, как блудного сына, принял, и через покаяние и молитву мало-помалу внедрил в его душу зачатки добродетели. Это суть ветви дерева, выросшего из горчичного семени благодати. Зачатки смирения, то есть умения скромно о себе думать и мыслить, чистоты, целомудрия, как опытного искусства не допускать до сердца худых помыслов, кротости, как умения удерживать себя от всякого раздражения и сохранять сердце спокойным и миролюбивым. И в этих ветвях дерева, которое стало огромным, все человеческое сердце наполнило собою, укрываются небесные птицы, а небесные птицы это помыслы, мысли, живущие в нашей душе. И всякий может проверить по себе, что там кроется в его сердце? Если это помыслы осуждения, помыслы недоброжелательства, помыслы жадности, мнительности, обидчивости, корысти, значит совсем не древо райское растет в нашем сердце, и нужно спалить огнем весь бурьян и чертополох страстей, от которых возникают и живут в нас худые помыслы, как змеи. А если человек старается не осуждать, но жалеть, если принуждает себя поделиться необходимым, если всегда укоряет себя, и, напротив, умеет видеть преимущества и достоинства ближних, если благодарит Господа Бога и радуется о каждом наступившем дне, то значит и птицы небесные уже залетают к нам в душу, не гнушаются почивать в нашем сердце, и Царство Небесное мало-помалу дает свой рост, и это древо возрастает. Но об этом гораздо легче сказать, чем это осуществить, поэтому Спаситель приводит другую притчу. Царство Небесное подобно закваске, закваска это символ и образ Духа Святого, в таинстве крещения и миропомазания нам ниспосланного. И женщина полагает эту закваску в три меры муки, ожидая, покуда не вскиснет все тесто. Пример муки это, если хотите, дух, душа и тело человека. Если говорить только о душе, то это ум, чувства и воля человека. Благодать Божия как искра, дарованная нам в крещении, должна заквасить и переквасить собою все наше падшее естество так, чтобы и ум был светлый, и сердце мирно, и воля боголюбиво стремилась исполнять с ревностью, с огоньком, с искрой закон Божий. Однако женщина, сказано, ждет, покуда закваска не подымет все тесто. Это значит, что в Царство Небесное никто наскоком, нахрапом, в одночасье стяжать не может. Как бы ни пыжился грешный человек, однако в ветхие мехи новое вино не вливают. Поэтому вся наша жизнь уходит на то, чтобы икра Господня, посредством Тайн усиливаемая в покаянии, в причащении, деятельном исполнении нами заповедей Божиих, превратилась в пламя, и Дух Святой осиял христианина, содействовал ему не только в его делах и словах, но освещал самые намерения, движения нашего сердца. Вот почему спросил кто-то Христа, неужели мало спасающихся? Господь не сказал, что мало спасающихся, но призвал входить в тесные врата, потому что действительно, для того чтобы горчичное зерно Царствия Небесного возросло, а закваска Святого Духа вскисла, необходимо постоянное внимание ума к тому, что происходит в сердце. Необходима всегдашняя собранность душевных сил, необходимы всегдашнее самоукорение и молитва, посредством которых мы отгоняем от себя злые помыслы, необходимо мужество, терпение, рассудительность. Сколько всего необходимо для того, чтобы этот росток Божий не был бы засушен, и Божия благодать не была бы загнана под спуд нашей рассеянной, невнимательной жизнью, наполненной празднословием, пустыми развлечениями, гордостью житейской и похотью очей. А вот иные скажут: Господи, мы ели и пили пред Тобою, не на нашей ли улице Ты учил? А Господь, затворив двери Своего чертога, ответит: отойдите от Меня, Я не знаю вас, откуда вы. Это значит, что самый храм Божий, его таинства, а здесь мы вкушаем и пьем Тело и Кровь Господню, здесь мы слышим слово Божие, которое нас просвещает, еще не является гарантом нашего спасения. Потому что иной входит в храм Господний, и приступает к таинствам, но совершенно не старается хранить сердце от зла, напротив, даже становится еще более гордым и злым, нервным и раздражительным, лукавым, нежели до обращения к вере. Вот почему Господь, приглашая нас к Святой Чаше, дабы мы очищали свое сердце от зла, велит быть благоговейными, богобоязненными, бдительными, молитвенными, неосудительными, терпеливыми, мужественными, любящими, благодарными. И приложив от себя нечто малое, мы конечно увидим в этой жизни, как горчичное зерно становится огромным древом, почувствуем, когда птицы небесные, светлые мысли и добрые чувствования, осенят нас, увидим, как тесто восходит, то есть и ум, и чувства, и воля, и дух, и душа, и тело, осененные Божией благодатью, становятся орудием, инструментом воли Божией, так чтобы во всяком действии, слове и мысли мы прославляли Господа, служили Его святому имени, украшая окружающую нас жизнь, водворяя в ней порядок, чистоту и красоту, как требуется от раба Божия. Будем же приступать к Святым Христовым тайнам, молясь, чтобы искра Господня, дарованная нам в крещении, в таинстве причастия разожглась и наполнила собою все наше естество во славу Господа. Аминь».


Мы в Telegram



Мы В КОНТАКТЕ


Мы в YouTube