ВСТРЕЧА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ВЫПУСКНИКОВ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
18 апреля, в Светлую Субботу, в нашем храме состоялась традиционная встреча преподавателей и выпускников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Богослужение возглавил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев в сослужении духовенства храма и гостей в священном сане.
После службы и крестного хода отца Владимира приветствовал настоятель храма иеромонах Николай (Летуновский): «Ваше высокопреподобие, дорогой отец Владимир, дорогие собратья-пастыри, дорогие братия и сестры, Христос Воскресе! Дорогой батюшка, для нас всех, духовенства этого храма, особенно радостно видеть Вас во главе группе преподавателей и выпускников Свято-Тихоновского университета, которой Вы организовали и возглавляете уже много лет. Все мы, воспитанники этого вуза, не только получили там образование, некоторые повстречали свои вторые половинки, образовались семьи, мы обязаны Вам не только тем, что мы знаем, но и тем, что Вы привили нам любовь к богослужению и пастырскому служению. Мы стремились и тянулись к тому образцу, который в Вашем лице видели. В эти пасхальные радостные дни, дорогой отец Владимир, позвольте Вас сердечно поприветствовать, поблагодарить за то, что Вы и педагоги в нас некогда вложили. Теперь каждый из выпускников старается приносить добрые плоды на ниве Христовой там, где несет служение».
На молитвенную память от прихода отец Николай подарил ректору икону Воскресения Христова.
В ответном слове отец Владимир, в частности, сказал: «Дорогой отец Николай, дорогие братия и сестры, дорогие учащие и учащиеся, как у нас принято в университете говорить! Для меня тоже сегодняшний день это очень большая радость. Сегодня в Евангельском чтении рассказывается об Иоанне Крестителе, как он вышел на Иордан крестить. И когда ученики увидели, что многие люди стали от него уходить ко Христу, то они жаловались: «Вот видишь, Тот, Которого ты встречал на Иордане, теперь Сам крестит и все идут к нему». И Иоанн произнес замечательные слова: “не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба” (Ин. 3, 27).
Может быть, на себя кто-нибудь и возьмет что-нибудь, но ничего не выйдет у него, если ему не дано свыше. На самом деле, все то хорошее, что удается нам сделать в жизни нашей, это дар Божий. Только по милости Божией это могло бы получиться, потому что наших человеческих силенок ни на что не хватает. Мы все немощные и убогие, и силенки бывают только с силой Божией. Когда благодать Божия приходит к человеку, тогда мы с творческой силой и любовью можем много доброго сделать. Действительно, о нашем университете почти что за двадцать пять лет его существования говорилось очень много доброго. Самое главное – тот клад, который мы имеем, – это наши выпускники, наши ученики. Ваш приход это, как мы считаем, наш приход, потому что здесь служат наши ученики. Все священники и дьяконы, все они выпускники нашего университета. И поэтому мы, конечно, с радостью всегда приезжаем, как в свой дом. Здесь мы встречаем полное понимание и любовь. И у нас полное единодушие, нам хорошо вместе молиться, вместе служить. Сегодня у меня такой праздничный день, встреча с нашими чадами, чадами нашего университета.
Я хотел бы поделиться, что вчера у меня тоже был такой день, но получился он случайно. Вчера совершалось в одном московском храме отпевание нашей учительницы, еще молодой учительницы. Она тоже окончила наш университет, певческий факультет. Потом вышла замуж, родился у нее сынок. Но потом она заболела раком и очень долго страдала, и вот скончалась на Пасху. Она была очень хорошим человеком, очень любила службу, очень много выучила учеников. И когда я пришел на ее отпевание, и мы уже попрощались с этой рабой Божией Наталией и стали выходить из храма, то мне буквально выйти невозможно было, потому что все-все, кто занимал этот храм, примерно такой же, как ваш, размером, все подходили под благословение, и я вижу, что это все наши студенты и выпускники. Не выпускники, а выпускницы, потому что певческий факультет у нас женский, там почти что нет мужчин. И вот все эти наши выпускницы, они где-то поют, в каких-то храмах поют, они все приехали на отпевание своей учительницы. Пасхальное отпевание это праздник, потому что оно радостное. Там нет никаких печальных песнопений, нет даже заупокойных возгласов. И поется канон Пасхи, стихиры Пасхи, потому что есть в Церкви вера, что если православный благочестивый человек умирает на Пасху, он переходит от смерти в жизнь, в Царство Божие. Поэтому это очень радостный чин. И хотя грустно было видеть осиротевших ее мужа и ребенка, но за нее было радостно. И даже сынок сказал: «Маменьке теперь будет хорошо».
И вот и нам всем в жизни самое главное – это терпеть, много бывает печального и грустного, но нам в Церкви хорошо. Здесь в Церкви благодать святаго Духа. Здесь мы не чувствуем одиночества, скорби, не чувствуем себя здесь осиротевшими, одинокими, бессильными. Мы здесь под покровом Божией Матери, наши сердца наполнены благодатью Святаго Духа. И всех нас Господь зовет к себе: “Приимите и ядите Тело Мое, и пейте от нее все – сия есть Кровь Моя”.
Простите меня, что я так долго говорю, но хочется сказать, что еще одно радостное впечатление у меня сегодня, потому что полно причастников. На той чаше, мы посчитали, было 120 человек и у отца Николая столько же. Почти 250 человек. Это ведь настоящее чудо. Может быть некоторые из вас не понимают, в чем тут чудо. А чудо потому, что еще 30 лет назад, когда я еще был молодым священником, запрещали причащатсья даже в первый день Пасхи, а всю пасхальную седмицу тем более запрещали, уже разговелись, мясо поели, причащаться нельзя. И когда я причащал на Пасху, в первый пасхальный день, приходили после поста, причащались, и из-за этого на меня писали жалобы и грозили меня запретить в служении. Вот такое было тяжелое наследие в нашей Церкви после нескольких веков синодального периода, когда люди причащались вообще раз в год. И вот, как говорят богословы, Россия потеряла евхаристическую жизнь, люди перестали причащаться святых Христовых Тайн. И многие думают, философы и богословы, что может быть это была одна из причин революции, отхода от веры, от Бога. Отец Иоанн Кронштадский и другие святые, потом патриарх Тихон, многие мученики звали народ к частому причащению. И самые трудные годы гонений люди действительно стали чаще причащаться. Потом храмы снова закрыли. На всей территории Советского Союза осталось примерно триста храмов. И причащаться было негде, да и священников почти не было. И тогда снова вернулись вот эти старые, древние обычаи – причащаться нельзя на Пасху, причащаться нельзя на Рождество. Сейчас мы с вами дожили до знаменательного момента, когда Святейший Патриарх Кирилл и Архиерейское Совещание приняли очень важный документ о причащении Святых Христовых Тайн, который называется “Об участии верных в Евхаристии”. В нем говорится, что необходимо вспомнить правило Шестого Вселенского Собора, который предписывает всем православным людям причащатья всю светлую седмицу каждый день для того, чтобы праздновать Пасху по-настоящему. И не нужно придумывать всякие глупости, вроде: нельзя причащаться, потому что мясо ел, или еще что-то. При чем тут мясо? Постом мы постимся, в среду и пятницу постимся. А на Пасху поститься было бы глупо, конечно, и противоестественно. А причащаться святых Христовых Тайн, причащаться Христу Воскресшему, разве это грех? Вот в этом документе объяснено, что причащаться нужно часто. Что не нужно всегда это связывать с обязательной исповедью. Если люди живут церковной жизнью, если они часто причащаются, то необязательно перед каждым причастием исповедоваться. Это заблуждение, которое возникло в нашей Церкви. Вот об этом очень хорошо в этом документе было написано. Хочется сказать, что составлять этот документ было поручено нашему университету. Именно то, что мы пытались в нашем университете в течение долгих лет воплотить в общине, которая у нас появилась, вот это мы и написали. После того, как мы написали этот текст, он, конечно, обсуждался епископами, духовниками. Затем он обсуждался в интернете очень долго, обсуждался в Межсоборном Присутствии. Он был обсужден много-много раз. Это было в течение нескольких лет. Несколько лет документ доводили до нужного уровня. И, наконец, в этом году он был принят и распространен. И теперь его можно найти в интернете и везде. Вот на вашем приходе это вполне естественно, поскольку это и наш приход, вы, может быть, не все читали этот документ, но живете согласно этому документу, часто причащаетесь святых Христовых Тайн. Это очень радостно. Это есть залог духовной жизни настоящей благодатной духовной жизни. Это залог всего доброго в нашей жизни. И я вам очень желаю, чтобы вы и дальше под руководством отца Николая и ваших прекрасных священников жили вот такой прекрасной, светлой, христианской жизнью, доброй, целомудренной, чистой, чтобы благодать Божия всегда сияла в ваших глазах. Христос Воскресе!»
Затем гости посетили построенный крестильный Знаменский храм в деревне Голубое и храм преподобного Агапита Печерского при Центральной клинической больнице восстановительного лечения.