СВЯТЫНИ – НЕСВЯТЫМ
Ученики и преподаватели нашей воскресной школы, готовясь к плановой поездке в Новоспасский монастырь, и представить не могли, какая их ждет радость. Кроме экскурсии нам предстояло побывать в усыпальнице бояр Романовых и там приложиться к святыне, привезенной в Москву из Греции всего на несколько дней – деснице великомученика Димитрия Солунского.
Но, плюс к этому, вдруг мы узнали, что именно в этот день, как раз в то время, что мы будем в монастыре, туда привезут из Санкт-Петербурга еще одну бесценную святыню: чудотворную икону Божией Матери «Скоропослушница», именуемую Невская.
Дети, приехавшие на экскурсию, в большинстве своем были участниками открытого урока, посвященного памяти великой княгини святой Елизаветы Феодоровны в ноябре 2014 г. Каковы же были наше удивление и радость, когда мы узнали, что именно перед этой иконой около ста лет назад молился Сергей Александрович Романов. В Петербург святыня была привезена в 1878 г. По просьбе великой княгини Елизаветы Феодоровны после трагической гибели великого князя Сергея Александровича у этого образа совершалось поминовение великого князя и «всех верных слуг Царя и Отечества, крамолою убиенных». Также перед этим образом возносила молитвы императрица Александра Феодоровна, в дневниках которой сохранились теплые слова об этой святыне.
Пребывание этой иконы в Новоспасском монастыре приурочено к 110-летию со дня трагической гибели великого князя Сергея Александровича Романова, убитого террористом в феврале 1905 г. Честные останки великого князя перезахоронены из подвала Чудского монастыря (взорванного большевиками) в усыпальницу бояр Романовых, где устроен храм во имя преподобного Романа Сладкопевца. Бывают странные сближенья! – восклицал А.С. Пушкин. Вот и великокняжеская чета – Елизавета Феодоровна и Сергей Александрович в 1902 г. присутствовали на освящении храма, не предполагая даже, что один из них упокоится здесь же.
Икону встречали священнослужители, братия и братский хор, миряне. Удалось и нам одним глазком увидеть этот торжественный вход святыни под своды древнего монастыря. Забегая вперед, скажем, что и приложиться к святыне нам тоже удалось!
У иконы начался молебен, когда мы подошли к ней, чтобы приложиться. Десница великомученика Димитрия Солунского находилась там же, в усыпальнице.
«Святого Димитрия называли вторым апостолом Павлом, ибо так велика была его ревность о Боге, – сказал епископ Савва, наместник Новоспасского монастыря в своем слове. – Это святой третьего века, века, который окроплен кровью многих мучеников за Христа. Одним из таких мучеников был и Димитрий Солунский, который почтил нас и благословляет нашу обитель, через которую благословение переходит на весь наш столичный город Москву. В этом году отмечается 70-летие победы русского воинства в Великой Отечественной войне; так мы начинаем торжества, посвященные великому событию в нашей истории».
С давних пор русские воины знали, что они находятся под особым покровительством святого Димитрия Солунского. Накануне Куликовской битвы Димитрий Донской перенес из Владимира в Москву икону великомученика Димитрия, написанную на доске гроба святого. Димитриевская родительская суббота изначально была установлена в память воинов, павших в Куликовской битве. Память этого святого связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Именно поэтому среди мирян, пришедших поклониться святыням, были и кадеты, воспитанники казачьих корпусов, представители Союза десантников и «Боевого братства».
Христово воинство борцов со злом – монахи – появились в Москве еще в XIII в. Монастырь во имя Всемилостивого Спаса был переведен из Кремля в 1490–91 гг. на Крутицкий холм и получил название «Спаса Нового» или «Новоспасского».
Во времена первых Романовых монастырь считался «комнатной» обителью русских государей и находился в ведении Большого дворца. В подклете Спасо-Преображенского собора находится Романовская усыпальница, где погребены: родоначальник Романовых – боярин Роман Юрьевич Захарьин, отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт), мать царя Михаила Федоровича – Ксения Иоанновна Романова (великая государыня инокиня Марфа) и его дочь царевна Ирина Михайловна. В монастыре перезахоронена духоносная московская старица Досифея, прославившаяся даром духовного рассуждения и прозорливости, известная миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны. В усыпальнице также погребены видные иерархи Церкви. Среди святынь особое место занимает икона Божией Матери «Всецарица» – список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре на святой горе Афон.
Все это мы узнали от нашего гида. Однако в начале экскурсии мы не могли не остановиться у большого креста, нам был он знаком по эскизам и репродукциям: это крест, созданный В. Васнецовым по просьбе великой княгини Елизаветы Феодоровны, и установленный на месте гибели Сергея Александровича. Однако оказалось, что это копия, так как оригинал с кремлевской площади, был собственноручно порушен… кем бы вы думали? Лично В.И. Лениным. Так сильно он ненавидел Романовых, так жег его крест, что он залез на памятник и стал в бешенстве его ломать, помогали ему в этом Дзержинский и Свердлов.
Огромна роль Святейшего Патриарха Алексия II в деле восстановления монастыря: ведь в годы советской власти его разрушали и оскверняли так, что, казалось, эти серые руины невозможно восстановить. Но у Господа все в силе, особенно, если миряне не только просят Его о чем-то, но и сами горят и приносят свои труды во славу Божию. И конюшни были здесь, и вытрезвитель, и филиал таганской тюрьмы, и первые концлагеря, и даже расстреливали по приговорам «двоек» и «троек» в этих стенах. А чтобы не слышно было, часто включали музыку… В 1995 г. обитель была возвращена Церкви по молитвам и трудам Патриарха, священства и мирян.
Первым свой голос в защиту монастыря после войны подал наш знаменитый художник Павел Корин. Он говорил о том, что государство уничтожает наследие Баженова, по-другому говорить было еще очень опасно. В 50-е годы вдруг сама собой упала доска, которой советские хозяева закрыли мозаичный образ Спаса Нерукотворного на входе в храм, и вскоре, очень медленно, началось возрождение обители: по крайней мере, оттуда убрали тюрьмы и вытрезвители.
Заканчивали мы экскурсию у макета памятника, посвященного 400-летию Дома Романовых: в великокняжеских одеждах, в шапках Мономаха стоят плечом к плечу царь Михаил Федорович – первый Романов, и царь-мученик – Николай II. Держат они в руках Федоровскую икону Божией Матери, покровительницу Дома Романовых. Предполагается, что памятник будет установлен на площади перед монастырем, но пока нет таких благотворителей, которые смогли и захотели бы превратить макет в памятник из камня. Как известно, монастыри – это иконы в камне, поэтому так естественно смотрятся рядом с ними памятники, особенно если они посвящены людям, дорогим нашим сердцам.
Н.В. Варламова
После экскурсии дети ответили на вопросы преподавателя, и вот, что, в частности, они написали:
Если бы мне пришлось объяснить неверующему человеку, зачем бывать в монастырях, я бы сказал (сказала):
– В монастырь надо ходить, чтобы разговаривать с Богом и прикладываться к мощам святых. Если веришь в Бога, случается много исцелений.
Настя Трояновская
– Монастырь – это такое благодатное место, которое отделяет человека от суетного мира. Заходя в монастырь, люди забывают о своих проблемах и обретают спокойствие. Поэтому хоть иногда, но надо туда заходить. Почти во всех монастырях есть великие святыни, исцеляющие от болезней, помогающие в житейских вопросах.
Владислав Козакул
– Мы узнаем в монастырях много исторических фактов, в том числе. Вот, например, в Новоспасском монастыре мы узнали о коварстве и жестокости Бориса Годунова, о том, как он уничтожил всех братьев-Никитичей – дядек первого Романова, чтобы не было конкурентов.
Егор Кравченко
– В монастырях надо бывать, потому что это духовные центры. В некоторых монастырях есть старцы. И если тебе трудно или ты не знаешь, что делать, ты можешь обратиться за советом, или можешь попросить их о молитве. В монастырях как-то по-особенному, когда в них находишься, ты ощущаешь радость и близость к Богу.
Иван Волков
– В монастырях надо учиться у монахов их смирению и терпению. Учиться их подвигу. И узнавать новое об этих монастырях. Прикладываться к мощам и молиться.
Елена Антонян
– Верующий человек чувствует себя там лучше, там другая аура, чистая, светлая, ты можешь почувствовать себя ближе к Богу. Там другие люди, к тебе по-другому относятся – с пониманием. Там могут находиться мощи и иконы, которые славятся своими исцелениями. А ведь таких чудес, как у нас, нет ни в одной религии! Я пожила как-то летом в монастыре, в Дивеево. Когда я побыла там всего минут десять, все раздражение будто вышло из меня. Мне кажется, очень полезно хотя бы раз в год побывать в монастыре или даже пожить в нем.
Настя Аверьянова
– В монастыре можно помолиться за усопших, чтобы им на том свет было легче, ведь сами они за себя не могут молиться. Самое главное в монастыре – я чувствую себя хорошо и спокойно.
София Павлова