08.11.2014

РЮРИКОВИЧИ ПРИВЕЛИ РУСЬ К ХРИСТИАНСТВУ

«Строительство государства – это тяжелая задача, требующая самоотвержения, мудрости и величайшего терпения. Большинство великих князей и царей из династии Рюриковичей, какими бы разными они не были, эту задачу ощущали и по мере сил исполняли. Именно в этот период русский народ научился великому терпению и преодолению любых испытаний, военным победам, доблести, самопожертвованию и – самое главное – любви к правде Божией и своей Родине. Среди крови, поражений и побед были заложены эти основания Руси» – так определил идею выставки «Моя история. Рюриковичи» наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ее идеолог и организатор, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Выставка состоялась в рамках ежегодного форума «Православная Русь», который благословлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и прошел вот уже в восьмой раз.

Эпоха Рюриковичей наполнена событиями, оказавшими решающее влияние на формирование не только государственности, но и всех сторон жизни Руси, России: основание древних городов, Крещение Руси, двухсотлетнее ордынское иго и его преодоление, борьба с иноземными захватчиками, превращение Москвы в один из центров европейской общественно-политической жизни, создание сильного и самобытного государства.

Все это можно и понять, и почувствовать, побывав на этой уникальной сверхсовременной интерактивной выставке. Каждому из правителей посвящен отдельный условный зал, содержание стендов можно по своему желанию расширить, всего лишь нажав несколько кнопок.

Группа учащихся и педагогов нашей Воскресной школы посетила выставку «Рюриковичи» 8 ноября, и попыталась почувствовать бег времени и уловить «русский дух» в прошлом нашего Отечества. 12 ноября эту же выставку посетила Молодежная приходская группа во главе с иереем Василием Лакомкиным. Перед тем, как пройти к экспозиции, мы приложились к привезенной из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры чтимой иконе преподобного Сергия Радонежского, ведь этот год был особым для всех православных – 700–летие со дня рождения игумена земли русской. Его жизнь и деятельность стали поистине всенародной объединяющей идеей. Об этом подробнее было рассказано в зале, посвященном одному из Рюриковичей – Дмитрию Донскому.

Рюриковичи привели Русь к христианству, и это навсегда сделало эту династию священной в сознании русских, украинцев, белорусов.

К XI веку в Европе появилось новое могучее христианское государство – Киевская Русь. Оно контролировало и торговый путь «из варяг в греки», и восточноевропейский отрезок Великого Шелкового пути, прежде «оседланный» хазарами. Задолго до Батыева нашествия Рюриковичи создали в глухих лесах Восточной Руси «запасные центры» русской государственности и культуры – Суздаль, Владимир, Москву, Переславль-Залесский. Как и многие европейские династии, потомки Рюрика не смогли избежать феодальной раздробленности, но смогли сохранить под игом Золотой Орды саму династию. Многовековое соседство с Западной Европой и Азией позволило Рюриковичам сделать важный вывод, что завоевание страны кочевниками из Великой Степи далеко не всегда означает потерю национальной, религиозной и культурной самостоятельности, чего никак нельзя сказать о захватнической политике «немцев» (германцев и англо-саксов), которые не ограничивались данью и вассальным подчинением – они стирали с лица земли завоеванные народы. Не устояв под ударами Батыя, Рюриковичи – святые благоверные князья Александр Невский, Довмонт Псковский – отбили западный «натиск на Восток». Может быть, монголо-татарское иго и отбросило нас на 300 лет назад, но Православная Русь за эти 300 лет не исчезла.

Рюриковичи, даже получая от ордынских ханов ярлыки на княжение, с зависимой ролью Руси не смирились. Московские князья терпеливо собирали вокруг себя русские земли, готовились к освободительной войне. Святой благоверный князь Дмитрий Донской наголову разбил татар на Куликовом поле, а его потомок Иоанн III привел такую силу на реку Угру, что Орда повернула обратно и навсегда отказалась от своих «прав» на Русь. К тому времени православная Византия, Второй Рим, уже перестала существовать, и было сказано монахом Филофеем: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать». Рюрикович Иоанн III стал называться Великим князем всея Руси. А его внук, Иоанн IV, был уже венчан на Царство.

При первом Царе Русь двинулась в освободительный поход против потомков Батыя. Под гром русских пушек пали Казань и Астрахань, бежали из-под подмосковных Молодей крымские татары и больше никогда не приходили в Московское государство с набегами. Началось движение Руси на запад, к берегам Балтийского моря, захваченным ливонцами и литовцами.

Но в 1598 году скончался бездетный сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович, последний Царь из династии Рюриковичей (по прямой линии, ибо правивший в 1606 – 1610 гг. царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей). Н.М. Карамзин писал: «Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием, – от начала столь малого, сквозь ряд веков бурных, сквозь огонь и кровь, достигнув господства над севером Европы и Азии воинственным духом своих властителей и народа, счастием и промыслом Божием!..».

Династия Рюриковичей правила Киевской и Московской Русью 736 лет. Россия вступала в Смуту и в последующий 300-летний период правления новой царской династии Романовых.

Насыщенная событиями история более чем семисотлетней давности, конечно, не может быть воспринята всеохватно за одно лишь посещение даже самой лучшей и полной выставки. Главное, что должно было произойти – пробуждение в детях интереса и уважения к отечественной истории. Если судить по их вопросам и письменным работам, похоже, мы не зря побывали на выставке – форуме.

 

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧЕНИКОВ, ПОСЕТИВШИХ ВЫСТАВКУ

Если бы я стала историком, то изучала бы время до нашей эры, потому что это очень полезно для нового поколения, ведь можно узнать скрытые секреты.

 Садчикова Таня

Если бы я была историком, то изучала бы Смутное время. Мне оно кажется интереснее, чем другие. Я бы доказала, что Лжедимитрий был очень глупым, потому что только дурак будет наступать на одни и те же грабли. Поляки хотели внедрить в русское государство свою веру. А мы боролись за свою веру, за свое будущее. Русь была, есть и будет непобедимым государством.

 Сидорова Саша

Если бы я стала историком, то доказала бы, что Иван Грозный не убил своего сына. Есть много версий, что же произошло с царевичем. По одной из них, Ивана Грозного и его сына травили долгодействующим ядом, молодой организм мог не выдержать этого раньше.

 Аврутина Ева

В то время на Руси все люди были язычниками и поклонялись богам. Они приносили жертвы – убивали животных и даже людей. Как-то раз такая участь выпала юноше Варяжко. Но его отец был против, ведь они были не язычниками, а христианами. Но их все равно казнили. Перед казнью, отец, его звали Федор, обнял сына и сказал язычникам, чтобы те попробовали их разнять. Но тдаже после отсечения их голов язычники так и не смогли их разнять.

 Аверьянова Настя

После мученической смерти отца и сына Владимир глубоко задумался над произошедшим и решил принять новую веру.

 Рузанов Даниил

 После смерти отца и сына что-то екнуло у Владимира, он решил отказаться от язычества. После своего крещения на месте казни мучеников он построил Десятинную церковь.

 Крикуненко Дарья

Если бы я стала историком, то изучала бы время правления Петра I Великого, потому что насчет этого времени возникает очень много разногласий. Некоторые историки говорят, что царь «открыл окно в Европу», совершил невероятный прогресс в науке. А некоторые говорят, что Петр был ужасным человеком, извергом по отношению к народу. На мой взгляд, история – самая интересная наука, которая только и может быть. В исторических фактах можно разбираться невероятно долго, и чем дольше в них копаться, тем больше будешь узнавать что-то новое и невероятное, что может перевернуть ход новой истории.

 Ломакина Алина


Мы в Telegram



Мы В КОНТАКТЕ


Мы в YouTube