ПРОСЛАВЛЯЯ МУЧЕНИКОВ, МЫ СОЗЕРЦАЕМ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛЮБОВЬ
Подавляющая часть нашего общества слабо информирована о том, что Русская Церковь в годы советской власти не просто пережила годы красного террора, подвергнувшись беспрецедентным гонениям, но явила Богу и миру сонм святых героев – новомучеников. Русская Православная Церковь в отличие от других Поместных церквей не знала в своей истории эпохи мучеников. Такой эпохой стал для нее XX век.
Современный человек окружен ложными представлениями о жизни, когда земная жизнь расцвечена утехами и представляется более ценной, чем жизнь вечная. Но вот в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе наша Церковь прославила в лике святых явленных и не явленных миру, но ведомых Богу, новомучеников и исповедников. Для всякого человека, который не знаком с житиями новомучеников, открывается новая страница жизни, когда узнает он правду о жизни и подвиге этих людей, и тогда не кажутся напыщенными слова «нельзя жить, не зная об этом». Разве можно как прежде, когда узнаешь о судьбе многих-многих мучеников и исповедников? Своими подвигами ради любви к Богу они изменили и меняют тех, кто соприкасается с правдой их судеб, так как «успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется», – говорит Христос (Мк.13.13)». А ведь когда-то русские люди учились на житиях святых…
На сегодняшний день Церковью прославлено около 2000 новомучеников, издано несколько томов с их житиями, подтверждающими, что XX век в жизни Русской Церкви, как и в жизни России, отмечен великими победами одних людей и духовным падением других.
Однако «…ни количество, ни величие святых само по себе не будет решающим для нашей жизни и спасения, если не станет частью нашей жизни, продолжением нашего духовного опыта. Нестроения сегодняшнего дня могут быть преодолены экономически, но могут быть не преодолены духовно. Именно поэтому так важно, чтобы народ не просто понял историю своего Отечества, но увидел действия благого освящающего Промысла Божия. Прославляя мучеников, мы созерцаем Божественную любовь, не дающую нам окончательно погрузиться в греховную тьму».
10 марта ученики нашей Воскресной школы узнали, что в нашем Солнечногорском крае прославлены два новомученика: священномученик Николай (Пятницкий) и священномученик Иоанн (Честнов) – оба расстрелянные в 1937 году по сфабрикованным делам.
До 1931 года отец Николай служил в одном из храмов города Ялуторовска Тюменской области. Там же его и арестовали в 1931 году. Около полугода он провел в тюрьме. После освобождения вернулся в Московскую область и служил в храме села Никольский Погост, к которому была приписана церковь Михаила Архангела в Тараканово.
29 октября 1937 года отец Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и распространении провокационных слухов о советской власти. Он был заключен в Таганскую тюрьму. Свидетели на допросе против отца Николая дали показания: «В феврале 1937 года отец Николай, забирая из закрытого храма священные сосуды, сказал: «Вот до чего люди обнаглели, все имущество разбросали и из церкви сделали склад», – а на Пасху в том же году объявил народу, что «советская власть в лице Таракановского сельсовета не разрешает хождение по домам». Не скрывал батюшка своего негодования святотатством, говорил, что все это отзовется большевикам, и они узнают, как издеваться над религией, что скоро придет конец власти антихристовой. В предъявленных ему обвинениях отец Николай не признал себя виновным. 14 ноября тройка НКВД приговорила его к расстрелу за «активную контрреволюционную агитацию среди населения».
16 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой приговор был приведен в исполнение. Погребен отец Николай, как и другие мученики за веру, в общей безвестной могиле.
Об отце Иоанне известно, что в условиях повсеместного закрытия храмов большевиками епископы постоянно переводили его с прихода на приход, так что к концу 20-х годов образ жизни батюшки напоминал «кочевой». По благословению епископа Подольского Иннокентия (Летяева) в конце декабря 1928 года отец Иоанн был направлен в Михайло-Архангельскую церковь в селе Вертлинское Солнечногорского района Московской области. Здесь же в 1929 году отца Иоанна арестовали в первый раз. Пробыв пять с половиной недель в заключении, он был освобожден.
После нескольких арестов и ссылок отец Иоанн отбывал наказание в Казахской ССР. Уже будучи в ссылке, в 1937 году, он был арестован НКВД. Следователи не утруждали себя детальным «расследованием». В 1937 году для того, чтобы расстрелять священника, «доказательства» уже не требовались.
Было составлено обвинительное заключение, где сказано, что «Честнов, отбывая ссылку в Чуйском районе, занимался нелегально исполнением религиозных обрядов, среди населения вел антисоветскую агитацию».
10 декабря 1937 года тройка УНКВД Алма-Атинской области приговорила отца Иоанна к расстрелу.
Священник Иоанн Честнов был расстрелян 13 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле.
Они были теми людьми, которые приняли решение посвятить себя Церкви не в относительно спокойные и благополучные имперские годы, а в годы самых яростных гонений на веру за всю историю человечества.
Дети и преподаватели побывали в храме в Вертлино, где служил отец Иоанн, и увидели храм в селе Тараканово, ныне находящийся на реставрации, в котором служил отец Николай. Оба храма освящены в честь Михаила Архангела и находятся в соседних деревнях.
Об истории храмов, жизни священномучеников, об истории края и других интересных вещах более двух часов с любовью рассказывал нам отец Дионисий Артемьев. Сейчас он является настоятелем обоих храмов во имя Михаила Архангела. В старом храме села Тараканово, впервые упоминавшемся в грамотах конца XVII века, отец Николай в 1903 году венчал поэта А.Блока и Л.Менделееву. «Венчание проходило в старинной церкви села Тараканово. То была не приходская церковь новейшего происхождения, но старинная, барская, построенная еще в Екатерининские времена… внутри были старые образа и лепные украшения», – писала М.А.Бекетова. Неподалеку от реставрируемого храма построен храм-часовня. На пожертвования прихожан была написана икона последнего настоятеля Таракановской церкви священномученика Николая (Пятницкого), которая является главной святыней храма-часовни. Вместе с отцом Дионисием мы помолились перед образом священномученика Николая, затем отец Дионисий помазал нас маслом из лампадки у иконы и подарил всем участникам экскурсии большие иконы этого страдальца. Потом мы побывали в действующем храме села Вертлино. О нем можно рассказывать долго, но особенно запомнились старинные иконы преподобного Серафима Саровского, мученицы Параскевы Пятницы и Богоматери «Взыскание погибших». Дело в том, что все три иконы после разрушения храмов безбожной властью попали в дома деревенских жителей, где у кого-то лежали на чердаках, а у кого-то даже служили дверью в коровнике. Запачканные птичьим пометом и пылью, остались они неповрежденными и теперь, отреставрированные, светят тихим светом «всем, с верою притекающим».
В храме еще нет иконостаса, и батюшки служат без него – прихожане видят все, что происходит в алтаре во время служб. Поразила одна многоговорящая деталь: как только входишь в храм, справа в углу видишь необычные предметы: там стоят два пеленальных столика для малышей! Вот это здорово! Мамочки оценили это, как и то, что прямо под окнами храма отец Дионисий организовал детскую площадку с качелями и баскетбольными щитами, песочницами и шведской стенкой. После этого храм в селе стал не только центральной достопримечательностью, но и местом сбора семей, центром деревни. Наши ребята тоже не упустили возможности весело покачаться и посмеяться – просто так, ни о чем… Наверное, и ради такого веселого детского смеха около храма, ради того, чтобы он был, совершали свои подвиги новомученики Российские.