ОБЩЕЕПАРХИАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ПОДМОСКОВЬЯ
По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Московской епархии началась работа второго общеепархиального собрания преподавателей воскресных школ Подмосковья. Организаторами собрания стали Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации и Методический кабинет при отделе. Тема – «Опыт работы воскресных школ Московской епархии».
Первая конференция прошла 12 августа в Христорождественском храме г. Мытищи, на которую приехали педагоги из Дмитровского, Рогачевского, Долгопрудненского, Дубненско-Талдомского, Мытищинского, Пушкинского, Сергиевопосадского и Солнечногорского благочиний. Руководил работой конференции председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Константин (Островский).
В своем вступительном слове отец Константин рассказал о последних общецерковных и епархиальных решениях в области церковного просвещения, а также подробно проинформировал собравшихся о миссионерско-катехизаторских курсах Московской епархии, которые начнут свою деятельность с предстоящего учебного года.
От нашего прихода в конференции приняли участие священник Димитрий Полещук и преподаватели воскресной школы: А.У. Петроченко, Е.Ю. Окорокова и А.А. Попкович. Отец Димитрий выступил с докладом на тему: «Воспитательная работа в воскресной школе: взаимодействие с родителями и учениками», который приводим ниже.
«Воскресная школа на современном приходе помимо хорошо известных функций выполняет еще одну – объединяет людей для общего дела, целью которого является открытие мира Православия. Люди разных возрастов от мала до велика вовлекаются в образовательный процесс. Причем в интенсивности познания взрослые ни в чем не уступают детям. Весь вопрос заключается в том, чтобы создать такую атмосферу, при которой люди бы не стеснялись идти учиться независимо от своего возраста и не сомневались бы в том, что им предложат встретиться с Православием не теми методами, как это было, скажем, в XIX веке, что многих отталкивает (хотя и оттуда мы можем очень многое почерпнуть), а в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Необходимо излагать материал доступным русским языком, с использованием современных технических средств, актуализируя евангельские непреходящие истины для человека, ищущего Христа в XXI веке.
Основным шагам в этом направлении и посвящен мой доклад.
Воскресная школа, с одной стороны, должна заниматься духовным просвещением: она призвана компенсировать недостаточность духовного образования и воцерковленности наших современных пап и мам, с другой, у нее нет на это никаких прав, помощи и полномочий от государства. И в этом смысле каждая современная церковно-приходская школа в России в некотором смысле абсолютно автономна и независима.
Воскресная школа при Спасском храме пос. Андреевка Солнечногорского благочиния существует с 1994 года и многие из числа молодых прихожан являются ее выпускниками. В 2008 году на должность директора Школы был назначен священник Димитрий Полещук. Сохраняя добрые традиции, новый педагогический коллектив продолжил совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Для нормального функционирования такого сложного организма как воскресная школа, в которой учится около 100 воспитанников, был разработан Устав. Это основной документ регулирующий деятельность образовательного учреждения, взаимоотношения учителей, учеников и родителей, где подробно прописаны цели задачи, методы их достижения, правила приема и всё, что касается учебного и воспитательного процессов.
Нынешний ритм жизни диктует свои условия и исходя из этого мы принимаем на обучение мальчиков и девочек православного вероисповедания от 6 до 15-ти лет в продолжение всего учебного года.
Поначалу приходилось сталкиваться с несерьезным отношением к Школе, как со стороны родителей, так, как это ни странно, и со стороны педагогов. Некоторые считали, что это «всего лишь церковно-приходская школа, ничего серьезного». Однако такая точка зрения полностью расходится с нашей позицией. По нашему убеждению, воскресная школа – это не клуб по интересам, не место для посиделок, болтовни и пустого времяпрепровождения. Мы исходим из того, что словосочетание воскресная школа состоит из двух, весьма понятных и конкретных по смыслу, слов. «Воскресная» – означает принадлежность к самому важному в жизни каждого православного христианина событию – Воскресению Христову. «Школа» – всем хорошо известное учреждение, где происходит образовательный процесс со своим уставом, правилами, порядками, направленными на выполнение главного – проявления у маленького человека образа Божия. С этой целью нами разработана специальная система поощрений и наказаний. Например, все учащиеся обязаны носить, пошитую для них по специальному заказу, форму, которая призвана дисциплинировать ученика, заставляет уважать и себя и своего ближнего и все происходящее в Школе. Это особенно важно, учитывая, что Школа находится при Храме и неуважение к ней ведет к неуважению Церкви в целом.
Следуя заповеди Христовой о любви, при всей внешней строгости, мы исповедуем два главных принципа – доступность: Школа бесплатная для всех и добровольность: мы принимаем в Школу только при наличии у будущего воспитанника твердого желания у нас обучаться. При этом покинуть Школу можно в любой момент, когда у ученика пропадает желание учиться (за последние 3 года был только один подобный случай).
Воспитательную работу мы осуществляем в трех направлениях: совместные мероприятия, работа с родителями и работа с учениками.
В рамках совместных мероприятий важнейшим объединительным фактором является всеобщее (духовенство, педагоги, родители, ученики) участие в Богослужении, силу которого все в этой аудитории прекрасно знают.
Необходимо отметить такие особые случаи как приезд правящего архиерея. Каждый визит владыки Ювеналия сплачивает весь приход и заряжает единством на долгое время.
Очень объединяют родителей, детей, педагогов подготовка и проведение общеприходских мероприятий – праздничных Рождественских и пасхальных концертов, покровской и святочной ярмарок, совместные паломнические поездки, экскурсии (Троице-Сергиева Лавра, Новодевичий монастырь, Марфо-Мариинская обитель, Саввино-Сторожевский монастырь, Давидова пустынь, Храм Христа Спасителя, краеведческий музей, военная часть пос. Алабушево).
Особняком стоят дальние поездки, особенно за границу, т.к. на чужбине помимо того, что расширяется кругозор, глубже раскрывается суть христианства, особо тесно налаживаются межличностные отношения, проверяется характер. Такой объединяющей поездкой для нас в текущем году стало недельное паломничество по святым местам вечного города Рима.
Более глубокому открытию для себя Веры способствуют межприходские и межблагочинничиские контакты. По приглашению благочинного Богородского церковного округа протоиерея Михаила Ялова наши учителя, родители и дети принимали участие в Слете православной молодежи на турбазе «Боровое».
Более глубокому открытию для себя Веры способствуют межприходские и межблагочинничиские контакты. По приглашению благочинного Богородского церковного округа протоиерея Михаила Ялова наши учителя, родители и дети принимали участие в Слете православной молодежи на турбазе «Боровое».
Особо хотелось бы поделиться опытом создания и проведения такого мероприятия как Интеллектуальный турнир по основам Православия. Изначально он задумывался как способ оживить и разнообразить учебный процесс. Родилась идея собрать команду из учеников-детей и учеников–взрослых и их противопоставить. Расчет оказался верным. Дети оживились: у них появился шанс доказать родителям свою состоятельность. Взрослые, несмотря на свойственную зрелому человеку некоторую пассивность, отозвались тоже с энтузиазмом. Два месяца мы разрабатывали регламент, все участники составляли вопросы, избрали экспертную комиссию и ведущего. Получилось что-то среднее между «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» и «Брейн рингом». На первом же турнире дети показали на что они способны, обыграв команду взрослых, которые, возможно, недооценили знания подрастающего поколения, хотя готовились усиленно. Тем не менее, все были счастливы, долго его вспоминали и с нетерпением стали ждать следующего.
Второй турнир уже проходил в рамках Областных Рождественских Образовательных Чтений. К нам приехали команды гостей из нескольких приходов благочиния. Время показало, что такая форма взаимодействия, несмотря на внутреннюю конкуренцию между участниками, очень полезна для сплочения весьма разных по возрасту и характеру людей.
Вообще, проведение различных спортивных мероприятий, таких как туристический слет с семейными эстафетами, футбольный турнир, соревнования по армрестлингу и др. снимает налет формализма, позволяет глубже раскрыться человеку, почувствовать себя членом единой общины.
Помимо мероприятий направленных на объединение разного рода людей вокруг общего дела, ведется также работа по разным возрастным группам.
Безусловно, важнейшую роль в воспитании доброго христианина играют родители, но, к сожалению, у них не всегда хватает опыта духовной жизни, которым бы они могли поделиться со своими чадами. Из-за этого они порой наносят детям серьезные духовные и душевные травмы, вследствие чего работа с родителями – одно из наших приоритетных направлений. В течение учебного года проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются основные моменты дальнейшего развития Школы, выбирается родительский комитет, устанавливается график обязательных родительских дежурств по Школе. Все это дает ощущение причастности к образовательному процессу и способствует устранению потребительского отношения к воскресной школе со стороны родителей, когда порой приходилось слышать фразы вроде: «это Ваша школа», «я привел(а) своего ребенка, а у Вас тут такое…», «Вы должны…» и «…прочая безумныя глаголы».
Большую положительную роль в воспитании учеников играет тот факт, что руководителем школы является лицо духовного звания. Более тесный контакт детей со священником лучше помогает осуществлять пастырское окормление учащихся. Очень эффективными наряду с индивидуальными оказались регулярные (раз в две – три недели) пятнадцатиминутные беседы директора школы со всеми учениками группы, во время которых дети могут напрямую задать вопрос батюшке, внести свои предложения, получить наставление и др.
Сами занятия проводят профессиональные воцерковленные преподаватели, имеющие большой педагогический опыт, среди них заслуженный учитель России.
Одной из главных проблем является разный уровень воцерковленности и знаний детей пришедших в воскресную школу. Для решения этой проблемы в целях улучшения учебно-воспитательного процесса мы поделили учеников на пять групп и предложили следующие предметы:
1. Первая группа – это дети шести-семи лет, для которых, согласно их возрасту, проводится полуторачасовое комплексное занятие, включающее в себя Закон Божий, Церковно–славянский язык, Музыкальное воспитание. Занятие проводится в игровой форме с элементами рисования и инсценировки.
2. Вторая группа – дети 8-10-ти лет, второго года обучения. Традиционный урок 30 мин., на котором дети изучают Закон Божий, Церковно – славянский язык, Хоровое пение, Рисование.
3. Детей с 11-ти до 13-ти лет мы разделили на мальчиков и девочек – это третья и четвертая группы. Они изучают предметы на уроках продолжительностью 40 минут.
4. Пятая группа – дети 13 – 15-ти лет. У них также уроки по 40 минут.
Кроме традиционного набора предметов мы предлагаем дополнительные занятия по Основам иконописи, Православному Патриотическому воспитанию, Краеведению и экологии, Бисероплетению, Вязанию спицами и крючком, а также занятия с логопедом-дефектологом. На уроках по Театральной постановке проводятся репетиции спектаклей к Рождественскому и Пасхальному концертам.
При необходимости, как дополнительная мера по улучшению коммуникативных способностей у учащихся, имеющих замечания по поведению, специалистом-психологом проводится тренинг «Взаимоподдержка» рассчитанный на пять занятий по 30 мин. в группе из 6-8-ми человек 11-13-ти лет.
В конце года по обязательным предметам проводятся экзамены.
Помимо этого в целях патриотического воспитания детей организовываются встречи с ветеранами ВОВ и малолетними узниками фашистских лагерей.
Как известно, труд обладает удивительным свойством делать человека лучше, поэтому у нас прижились дежурства детей по Школе. Они готовят кабинеты к занятиям, старшие следят за порядком, на некоторых уроках помогают или даже подменяют преподавателей, заботятся о младших.
Также ученики проводят экскурсии по храму и приходской территории для приезжающих гостей и экскурсионных групп.
Мы понимаем, что нельзя выпустить пятнадцатилетнего подростка в мир, не предложив ему ничего в дальнейшем, поэтому выстроили (насколько позволяют условия) систему непрерывного образования.
Приходя к нам в 6 лет, ребенок учится до 15-ти, заканчивает воскресную школу, ему выдается Аттестат об окончании, затем он может продолжить образовательную деятельность в молодежном движении, созданном при нашем храме, где на более серьезном уровне изучаются богословские предметы, вкупе с практическим применением навыков христианской жизни в форме социального служения и дел милосердия.
Для родителей же и прихожан храма создана воскресная школа для взрослых, где в рамках тематических бесед со священником или специально приглашенным гостем слушатели приобщаются к Православию.
Я представил наш небольшой опыт и, завершая доклад, хотел бы отметить необходимость единодушного взаимодействия всех вовлеченных в воспитательный процесс людей, начиная от священников и заканчивая детьми. Все мы желаем воспитать своих чад (а чужих у нас просто нет) добрыми и послушными сынами и дочерьми Святой Матери Церкви, приобщив их к непреходящей красоте христианского мира. А для этого все средства хороши и, по большому счету, не важно, чем ты занят, лишь бы это служило единой для всех христиан цели, и тогда, независимо от возраста, общее дело приносит настоящее счастье».