05.12.2013

ВНЕВРЕМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

«Из нас, как из дерева, – или дубина, или икона; важно, кто обрабатывает – Сергий Радонежский или Емелька Пугачев», – так удивительно точно сказал Иван Бунин. Почти 700 лет назад родился собиратель земли русской – преподобный Сергий Радонежский, и событие это столь значимо для Отечества нашего, что требует постоянного переосмысления. Особенно важно поведать об этом детям. В этом были едины все, кто собрался 5 декабря в ДК «Выстрел» на открытии X Районных рождественских образовательных Чтений: педагоги, священнослужители, миряне. В этом году Чтения были посвящены теме «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России».

Открытие состоялось в годовщину памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Ему, как и преподобному Сергию Радонежскому, пришлось совершать свое служение в эпоху перелома, когда от нашего государства могло не остаться и камня на камне. Мы вспоминаем этих пастырей с теплым чувством благодарности и уважения.

Открыл Чтения благочинный Солнечногорского округа протоиерей Антоний Тирков. В его выступлении было отмечено, что преподобный Сергий Радонежский стал собирателем духовной мощи Святой Руси. Вспоминая обстоятельства Куликовской битвы, когда на бой с татаро-монголами Димитрия Донского благословил именно преподобный, докладчик сообщил поразительный факт: преподобному Сергию Господь открыл имена всех погибших на поле брани, чтобы Церковь могла молиться за них. Отец Антоний сравнил славную жизнь преподобного Сергия с жизнью преподобного Феодосия, бывшего родоначальником русского монашества. Для многих было новостью узнать о том, что преподобный Сергий брал на себя и политические задачи кроме духовного водительства, например, неоднократно встречался с враждовавшим князьями и успешно увещевал их.

Далее собравшимся был представлен обстоятельные доклады диакона Сергия Попковича «Преподобный Сергий Радонежский как покровитель отечественного образования»; заведующей детским садом № 32 Е.В. Плотниковой «Дивен Бог во святых Своих»; учителя школы № 2 Л.В. Башкотовой «Воспитываем, обучаем»; хранительницы музея Андреевской школы А.П. Ананьевой «Духоподъемное воспитание через краеведческую, экскурсионную и кружковую деятельность школьного музея»; учителя Тимоновской школы О.С. Зарянской и ученица 10 класса этой же школы Нины Маркарян «История малой Родины: дорога к храму»; клирика Спасского храма г. Солнечногорска священника Сергия Старокадомского «Православные праздники» и учителя лицея № 8 Л.П. Лебедь «Рождество – семейный праздник».

Вспоминая труды преподобного Сергия Радонежского, докладчики отмечали, что жизнь его была положена на самое главное, что необходимо было Руси, что так нужно сегодня России, – укрепление духа нации. Рассказ учителя и ученицы из Тимоновской школы о том, как ребята нашли в запасниках древнюю икону и занялись ее реставрацией, как пришли в храм, прозвучал как выражение надежды на то, что и в современной России найдется не один продолжатель дела преподобного Сергия. Недаром в одном из докладов прозвучало, что краеведение есть краелюбие, рождающее горячую любовь ко всему Отечеству, когда, по слову Сергея Есенина, «любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Ведь и преподобный Феодосий, и преподобный Сергий, и Святейший Патриарх Алексий II, как и все славные сыны Руси, самоотверженно любили Отечество наше.

 

Доклад диакона Сергия Попковича

XIII–XIV века – время тяжелых испытаний для русского народа. Пытаясь совладать с немецкой и шведской агрессией с запада, нашему народу приходилось мириться с владычеством монголо-татар. Вторжение их на землю наших предков нанесло огромный урон русской земле. Были уничтожены, стерты с лица земли многие города, культурные и просветительские центры – оплоты просвещения и образования.

Татаро-монгольское иго продолжалось более двух столетий и не только послужило причиной разорения наших земель, но также породило тяжелейший нравственный недуг, который поглотил наш народ. Так, В.О. Ключевский пишет о тех разрушительных последствиях монголо-татарского ига: «Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища выхода. Что еще хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее… Внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг; панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, в черту национального характера, и в истории человечества могла бы прибавиться лишняя темная страница, повествующая о том, как нападение азиатского монгола привело к падению великого европейского народа».

Отечественное образование так же потерпело значительный урон. Городские школы, монастыри, церковные училища – образовательные центры домонгольской Руси были разрушены. В то же время все силы русского народа, его лучших представителей были направлены на решение первоочередной задачи – избавление от ордынского ига. Так, замечательный историк Дмитрий Иванович Иловайский отмечал: «Вредное влияние татарского ига, наряду с огрублением нравов, неизбежно выразилось упадком образованности вообще и книжного просвещения в особенности… Мы уже почти не встречаем церковно-городских публичных школ. Обучение грамоте сохраняет преимущественно частный характер… Вообще книжное просвещение в эту эпоху получило почти исключительно церковный характер, то есть сосредоточилось только в среде духовенства. Как мало распространена была теперь грамотность в светском классе, наглядно показывают примеры бояр и князей, из которых немногие владели искусством чтения и письма. Так из целого ряда великих князей Московских, знаменитых своею практическою, государственною деятельностью, сколько известно, ни один не отличался книжною начитанностью».

Именно в этот период, когда русский народ переживал особенный духовный, нравственный, физический упадок сил, и явился на свет преподобный Сергий Радонежский, основатель самой известной в России обители, духовный наставник целого поколения, воспитатель и примиритель княжеских династий и собиратель земли русской. В этом докладе я бы хотел затронуть прежде всего те педагогические идеи, то воспитательное наследие, которое оставил нам преподобный Сергий, не потерявшее своей актуальности и сегодня.

Одна из ключевых педагогических идей преподобного Сергия заключалась в необходимости гармоничного развития личности, а это невозможно без развития человека на всех трех уровнях: духовном, эмоциональном и телесном.

Как эти идеи можно связать с современным образованием?  Одна из актуальных задач современной школы – ориентация учащихся на вековые ценности, на те нравственные идеалы, которые в силу исторических обстоятельств искажались, предавались забвению в течение длительного времени.

Особую роль играют занятия по отечественной истории. Именно осознание своей связи с тем великим прошлым, с теми незабвенными подвигами наших отцов и дедов, могут дать прививку против современной массовой культуры, агрессивного культа потребления.

Постижение исторического пути предков поможет учащимся обрести устойчивые идеалы, веру в неисчерпаемые возможности своего народа, разбудит в них созидательные силы, потребность к творческому, коллективному труду, послужит мощным толчком к развитию чувства духовной преемственности и сыновней верности.

Одно из основных условий восстановления духовной связи между подрастающим поколением и историческим прошлым состоит также в знакомстве школьников с лучшими образцами отечественной литературы.

Важнейшую черту русской классической литературы наиболее четко удалось выразить Н.А. Бердяеву. Философ писал: «…В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры».

Глубокая, уходящая в многовековую древность связь русской литературы с христианским мировоззрением, связь, которую так верно смог выразить Н.А. Бердяев, всегда придавала произведениям отечественной классики душеполезную силу, воспитательную направленность. Воплощаясь в конкретных литературных произведениях, в конкретных художественных образах, христианские идеалы оживают, становятся яркими, наглядными, а, следовательно, доступными для восприятия учащихся.

Изучая русскую классическую литературу, школьники постигают смысл таких понятий, как добро, справедливость, совесть, жертвенность, любовь, милосердие, становясь на путь христианского мироосмысления, на путь исповедования вечных, непреходящих ценностей; только на этом пути учащиеся смогут выработать в себе прочную духовную основу – главный критерий истинной нравственности, внутреннюю защиту от негативных внешних воздействий со стороны окружающей действительности.

Сегодня на наших глазах происходит опасный по силе своей антивоспитательной направленности процесс: подлинное искусство, являющееся источником духовно-нравственного совершенствования человека, все более поглощается псевдоискусством, порожденным так называемой «массовой культурой». Опасность псевдоискусства заключается прежде всего в том, что оно, отвергая вечные, существующие веками ценности, дезориентирует человека, направляет его к ложным идеалам, к обманчивым, а порой аморальным по своей сути целям. Наиболее сильное воздействие псевдоискусство оказывает на подрастающее поколение. Не имея прочных нравственных идеалов, не зная истинных эталонов красоты, современные школьники все чаще попадают в омут «массовой культуры», оказываясь беззащитными перед пагубным влиянием псевдомузыки, псевдолитературы, псевдоживописи.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые лишь опустошают душу.

Неотъемлемой частью духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского являются педагогические идеи, которые могут быть эффективно реализованы в наше время:

1) идея преемственности, реализуемая в ходе преподавания отечественной истории, родного языка и литературы, в процессе приобщения учащихся к культурно-историческому наследию прошлого;

2) идея целостного и комплексного воспитания, реализуемая в процессе развития всех сущностных сил человека, всех сфер, составляющих его естество (интеллектуальной, эмоциональной, волевой).

Соотнося идеи преподобного Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, мы утверждаем мысль о том, что наследие русского подвижника имеет вневременное значение, поскольку выражает в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, являющуюся нравственным ориентиром для тех, кто идет по пути совершенствования, стремясь к постижению идеалов добра, любви, жертвенности – всего, что составляет основу духовной культуры человечества.


Мы в Telegram



Мы В КОНТАКТЕ


Мы в YouTube