01.12.2016

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ В СОЛНЕЧНОГОРСКЕ

1 декабря в ДК «Выстрел» города Солнечногорска прошла конференция в рамках ХIII Солнечногорских муниципальных Рождественских образовательных чтений.
Открывая конференцию, с приветственным словом к участникам обратился благочинный церквей Солнечногорского округа протоиерей Антоний Тирков, который отметил, что в истории нашего Отечества, истории Русской Православной Церкви минувший век — это небывалое по интенсивности и сложности исторических событий время, но нельзя забывать не один из ее периодов. Следует знать историю, которая, при правильном ее осмыслении является неоскудевающей сокровищницей жизненных уроков. После чего преподнес в дар Комитету народного образования икону Собора новомучеников и исповедников Солнечногорских.
Далее участники конференции выступили с докладами, темы которых осветили ценности, составляющие духовную связь между поколениями, представляющие культурные и исторические традиции нашего народа. Учителя школ представили свои выступления не только по истории России, посвящённые XX веку и подвигу новомучеников и исповедников, но и по другим школьным предметам. Разнообразная тематика выступлений педагогов, посвященная осмыслению православного мировоззрения как через гуманитарные, так и естественно-научные и точные дисциплины школьной программы говорит о том, что страшная ошибка XX столетия – навязывание атеистической идеологии в школе как единственно возможной, ушла в прошлое. Наши дети имеют право свободно мыслить и аргументированно излагать свои взгляды на высоком уровне. Такой возможности не было не только на уровне школы, но даже на уровне семьи на протяжении десятилетий насаждения и господства атеистической идеологии, из-за чего прерванными во многих семьях оказались живые духовные связи поколений. Представленный на конференции богатейший материал не только знакомит с подвигом новомучеников и исповедников Русской Церкви и масштабами гонений на Церковь, но призывает также осмыслить историю минувшего столетия, чтобы впоследствии избежать роковых ошибок.
Завершением встречи стал концерт творческих коллективов.
Предлагаем вашему вниманию доклад священника Димитрия Полещука «Значение подвига новомучеников и исповедников для преодоления последствий революционной смуты»:
«Сто лет назад случилось то, чего с одной стороны не ждали, но с другой, к чему подспудно, а иногда и открыто готовились и чего желали – рухнула многовековая монархическая Россия, а вместе с ней исчез наш русский народ – он стал советским.
За эти сто лет многое изменилось, но мы так и не можем до сих пор понять что же все-таки произошло? Великая трагедия, или исцеление от болезни?
Ответов много, но для нас, новых христиан новой России он один: Господь только Ему Одному ведомыми путями провел наше Отечество через горнило страданий и мук ада и явил нам человеческую сущность в ее крайних проявлениях – адско-революционную и сверхчеловечески святую.
Сейчас очевидно, что желая выпестовать, перековать, родить нового сверхчеловека новая атеистическая машина сама того не замечая такого человека родила – им стали новомученики и исповедники Церкви Русской.
К сожалению, память о новомучениках и исповедниках Русской Церкви не стала (пока) повсеместной и многие нынешние прихожане, а порой и духовенство, не говоря уже о людях вне Церкви, не дают себе отчета в том, на сколько они обязаны своей христианской жизнью тем, кто кровь свою проливал и жизнь отдавал за веру православную.
Это происходит во многом и от того, что современный христианин не понимает, а порой и не знает, что именно произошло за последнее столетие и особенно в начале 20 века.
Существует две крайние точки зрения на дореволюционную Россию: одна сильно приукрашивает и превозносит все, что было при царе, другая — наоборот, видит в том режиме один негатив.
Но, если мы попытаемся объективно взглянуть на предреволюционное время, то поймем, что в действительности события февраля и октября 1917 года не были далеко случайными, ибо слишком много людей, в том числе и многие члены Святейшего Синода ждали каких-либо перемен (ср. Послание Святейшего Синода от 9 марта 1917 г. «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». Послание начиналось так: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути»).
Нельзя не заметить, что Русь и ее Церковь, получившие христианство «малой кровью» до событий начала 20 века можно было назвать «Церковью преподобных», теперь же она утверждена кровью новых мучеников и исповедников.
Но действительно ли Церковь была очагом борьбы с «Рабоче-Крестьянским Правительством», или же все это клевета, которой пытаются прикрыть открытые гонения на христианство?
Чтобы ответить на этот вопрос нам и необходимо знание истории. Например, в самый разгар Гражданской войны, осенью 1919 года, когда было еще не ясно, кто одержит окончательную победу – Белые или Красные, Патриарх Тихон призвал духовенство и весь православный люд не подавать советской власти случаев для агрессии и полностью подчиниться ее указам, ибо они не противоречат христианской вере. Начиная с 1923 года, архипастыри открыто говорили о своей лояльности Советской власти: «Примерами могут служить: послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) лета 1925 года, в котором содержался призыв являть везде и всюду примеры повиновения гражданской власти; проект Декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), представленный летом 1926 года, в котором он от лица всей православной иерархии и паствы засвидетельствовал перед советской властью искреннюю готовность быть вполне законопослушными гражданами Советского Союза; появившееся тогда же так называемое Соловецкое послание заключенных епископов: «С полной искренностью мы можем заверить правительство, что ни в храмах, ни в церковных учреждениях, ни в церковных собраниях от лица Церкви не ведется никакой политической пропаганды», — писали они. Летом 1927 года митрополит Сергий пошел еще дальше, охарактеризовав все предшествовавшие заявления о лояльности как «половинчатые» и провозгласив: «Теперь мы переходим на реальную, деловую почву и говорим, что ни один служитель церкви в своей церковно-пастырской деятельности не должен делать шагов, подрывающих авторитет советской власти» (Мазырин А., свящ. Смысл и значение подвига новомучеников и исповедников Российских // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 6. С. 33). Однако все эти выражения лояльности не смягчили отношение советских властей к православному священноначалию и мирянам. С каждым годом количество арестов верующих только возрастало — в 1930 году количество арестованных в сравнении с 1926 годом возросло более чем в тридцать раз!
Лишь только начало Великой Отечественной войны немного поубавило ход красного колеса.
Однако и после Великой Победы, к которой причастна не в последнюю очередь и Русская Церковь, гонения на нее возобновились, храмы снова стали закрывать.
После смерти И.В. Сталина и знаменитого ХХ съезда КПСС война с Церковью продолжилась на идеологическом фронте. Во времена Н.С. Хрущева расстрелы были заменены психиатрическими лечебницами. И только ко времени 1000-летнего юбилея Крещения Руси советская власть заговорила с Церковью без угроз и стала немного к ней прислушиваться.
Сейчас, сто лет спустя после того что произошло в начале 20 века мы так и не можем примириться ни друг с другом, ни с собой, ни со своей историей. Мы не можем определиться где мы и в какую сторону нам идти? Ответ можно получить только изучая свое прошлое честно и скрупулезно. Лучше всего через призму своей семьи, своих предков.
Если не вспоминать все время свое счастливое советское детство, когда была стабильность во всем, безопасность везде и радость от скорого наступления развитого социализма повсюду, а изучить исторические документы, почитать опубликованные следственные дела, то можно сделать только один вывод – ни один другой народ никогда не смог бы пережить то, что пережил русский народ в 20 веке! Это удивительная милость Божия, особенно учитывая как мы себя ненавидели, стремились уничтожить в себе все самое лучшее и как этим пытались воспользоваться определенные силы извне.
Ведь тогда в годы лихолетья (вспомним с вами: кто первый революционер? Это Люцифер!) выпукло проявились все самые страшные и великие качества человека. Одни отбирали чужое, другие сами отдавали последнее, одни стучали (куда деть 4 млн. только официально известных доносов), другие шли под расстрел, одни охраняли, другие сидели.
Но и тех и других объединяла вера — одних в светлое будущее, за которое они готовы были кого угодно стереть с лица земли, других – вера во Христа, за которую они готовы были терпеть страшные муки, лишения, лагеря и смерть!
Какая разная вера!
Но воистину говорит нам Евангелие: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16).
Итогом почти тысячелетней христианизации русского народа во дни кровавой жатвы в первой половине 20 века явился сонм мучеников и исповедников за веру.
А итогом советского воспитания стал разгул бандитизма, всевозможных сект, секс-просвета в школе и коррупции в 90-е годы того же столетия.
Некоторые говорят, что советский народ победил фашизм. Нет, это, осиротевший, униженный, почти уничтоженный, еще не перевоспитанный на новый лад, крещеный, многодетный и самопожертовованный русский народ победил в той смертельной схватке! На том духовном запасе, который тогда еще в нем сохранялся со времен предреволюционных.
Сегодня, после более чем семидесятилетнего атеистического плена Русская Церковь, молитвами своих новомучеников и исповедников собирает камни храмов, монастырей, но вместе с тем идет более кропотливая и сокровенная работа – собирание душ человеческих.
Наша нынешняя проблема — в потере истины, правильных ориентиров. Вот почему сейчас необходимо особенно сосредоточить свое внимание на воспитании детей в евангельском духе, а это возможно только при условии нашего покаяния, т.е. изменении ума и осознании всей глубины ответственности за свою жизнь, а наипаче жизнь своих детей и внуков.
Сейчас все сыты, больше нет колбасных электричек, если раньше не было машин у народа, то сейчас нет места у подъезда от припаркованных авто. Мы хорошо живем, так материально хорошо в России никогда не жили. Но в этом кроется огромная опасность для нас для русских, для наших детей.
Наши новомученики по большому счету никому не известны, не прославлены в народе, не герои для детей, им не ставят памятники, в честь них не называют улиц, а ведь 87% населения считают себя православными!
Незнание себя, свой истории, своей веры – еще полбеды, но нежелание и отрицание что-либо знать может привести к новым катастрофам внутри нашего общества. А переживем ли мы новую революцию?
Чего мы хотим от себя и какое видим будущее своим детям? Нам самим стоит определиться, чтобы это не сделали за нас. Нам необходимо научиться любить друг друга и не смотреть с завистью в чужой карман. Прощение, но незабвение своего прошлого — вот единственно возможный вариант преодоления последствий той смуты, которая произошла сто лет назад.
Сейчас время, не нами заслуженного, внешнего покоя для Церкви и общества, однако, внутренняя борьба лишь только усиливается и беспримерный по своим масштабам опыт свидетельства об истине новомучеников и исповедников Российских может указать путь нам и нашим детям, определить куда нам идти и как правильно расставить приоритеты, чтобы не повторять ошибок прошлого. Именно поэтому так важны изучение архивов, личных дел, анализ собранного исторического материала, педагогическая, воспитательная работа. Подвиг наших святых мучеников XX столетия — нам наука и его необходимо актуализировать для нашей современной жизни, если мы хотим преодолеть негативные явления той смуты, последствия которой ощущаем и по сей день».


Мы В КОНТАКТЕ


Мы в Инстаграмме


Мы в YouTube


Мы в FaceBook