19.12.2011

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

19 декабря, в престольный праздник святителя и чудотворца Николая, Божественную литургию в нашем храме возглавил протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, известный своей миссионерской работой и активной гражданской позицией. Отцу Димитрию близок этот храм, ведь здесь служил и был настоятелем его двоюродный прадед протоиерей Сергий Поспелов (+1942), который покоится на церковном погосте прямо за алтарем.

После богослужения отец Димитрий обратился к богомольцам с пастырским словом: «Несмотря на то, что сегодня понедельник, и была служба в воскресный день, вы все пришли почтить память выдающегося святого – святителя Николая.

На нашей земле только количество храмов, посвященных Богородице, превышает количество храмов, посвященных святителю Николаю. Это говорит о таком особенном почитании, и придел нашего Спасского храма тоже посвящен святителю Николаю. Почему так случилось, что Церковь его уравнивает со святыми апостолами? Ведь в четверг, который посвящен апостолам, мы всегда восхваляем и святителя Николая. Сегодня читалось Евангелие, которое обычно читается в память о преподобных – о том, как Господь, во время Своей проповеди поучал, как достичь вечного блаженства. То есть святитель Николай прославляется и как апостол, и как преподобный, и как святитель. Что его отличает ну хотя бы от нас? Чем он заслужил такую любовь? И вообще, чем можно заслужить любовь? Ничем иным, как только собственной любовью, потому что обычный человек очень медлителен на добрые дела. Когда у нас кто- то что-то просит, обычно мы стараемся как-то это поскорее забыть, а просьбу к нам мы воспринимаем как что-то досадное, которое обращено к нам. Очень часто, даже если мы что-то обещаем, не делаем и забываем то, что обещаем.

В этом смысле очень удобно посмотреть на наших детей. Что бы у них не попросили: «А почему я? А почему я должен? А я устал. А мне некогда, – или, – потом». А потом – это никогда. Но дети – это такие существа искренние, мы-то взрослые похитрее, мы другие придумываем ходы, чтобы уклониться от того, чтобы человеку помочь. А святитель Николай – нет, не так. Хотя жил очень давно, более полутора тысяч лет назад, но и сейчас, когда кто бы к нему не обращался за помощью, он очень скоро откликается. Это и рождает в людях благодарность и приводит к тому, что люди до сих пор хотят ему строить храмы, писать образы с его лика и вот в таком обилии приходить на службу в будний день.

А почему такая разница между нами и им? Почему нам не хочется что-то делать для другого? Мы считаем, что дело, которое мы делаем для себя, оно важнее, чем дело, которое мы делаем для другого. В чем тут разница? В том, что святитель Николай – христианин, а мы пока еще нет. Потому что очень часто человек кается на исповеди в том, что он что-то не то съел, что-то не то подумал. И люди обычно думают, что это и есть покаяние. Это совсем неправильно. Покаяние – это полное изменение своей жизни. Полное – от той жизни, которой мы живем, и все остальные люди, на жизнь христианскую. А в чем она заключается? Она заключается в том, что человек меняет смысл своей жизни. Потому что обычно у человека смысл жизни в чем? Чтобы что-то для себя приобрести: может быть, образование, может быть, дом, может быть, деньги, семью, детей или коллекцию картин – ну, что-то вот себе такого приобрести. А другой человек воспринимается, как тот человек, который на это посягает, поэтому у нас заборы, замки, охрана. Все остальные люди, они только и существуют для того, чтобы у нас отнять то, что мы собираемся приобрести. А у христиан, у них по-другому. Они жизнь свою строют так, чтобы с помощью того, что они имеют, послужить ближнему.

Первый христианин на земле был Христос. Он даже не имел, где главы приклонить. Представьте себе ситуацию: Создатель и Царь вселенной пришел на землю, но у Него даже не было собственного жилища, Он нигде не был прописан. Кто бы что у Него не просил, Он тут же исцелял, а в отдельных случаях даже воскрешал. Если люди были голодны, Он тут же их кормил. Конечно, нам невозможно пять тысяч человек накормить пятью хлебами, мы этого не можем, может только Бог. Мы можем сделать многое другое, но мы этого не делаем.

В чем нам нужно покаяться? В чем нам нужно изменить свою жизнь? Изменить направление. Служить в этой жизни не себе, а служить Богу. А Богу можно послужить только одним образом: служа своему ближнему. Скажете: «Ну а как же дети? Я должен тоже о них заботиться». – Ну а как же! Конечно, дети – это тоже ближние. Но даже если посмотреть, как мы воспитываем детей, мы меньше всего думаем о том, чтобы вырастить из них христиан. Поэтому мы заботимся о том, чтобы они были сыты, чтобы они были одеты, заботимся о том, чтобы отдать их в школу, но чтобы самим научить их христианству – и словом, и примером – это «на потом», мы считаем, что это не важно, что это как-то само произойдет.

Поэтому так, если огород не обрабатывать, то сама вырастет только крапива, ну, может, лебеда или лопухи. А чтобы выросло что-то доброе, тогда нужно долго попотеть. Дитя, вот как на фреске изображено, старец Симеон взял на руки младенца Христа, а Матерь Божия со своим мнимым супругом Иосифом принесли Его в храм. Для чего? Посвятить Его Господу. Мы воспитали наших детей, посвящая их этому миру, мы готовим их только к жизни в этом мире, но совершенно не готовим к тому, чтобы они стали христианами. Поэтому из десяти человек у девяти можно спросить: «Дорогая моя, а где же твои дети? Ты в храме, а где твои дети?» А дети на стороне далече, так как их воспитала не мать, их воспитал мир. А мир – он безбожный, он лежит во зле.

Вот этим мы отличаемся от святителя Николая. Он был добр, а мы злы. Он был щедр, а мы жадные. За тот остаток времени, что нам отпущено, нам надо постараться это изменить, тогда мы будем достойны этого святителя, в честь которого назван наш храм. Спаси всех Господи».

На молитвенную память о посещении храма настоятель иеромонах Николай от лица духовенства и прихожан подарил протоиерею Димитрию колокол, на лицевой стороне которого изображен Нерукотворный образ Спасителя, в честь которого освящен храм, а на оборотной стороне – святителя Николая чудотворца, чья память вспоминалась в тот день.

После праздничной трапезы в храме состоялась беседа отца Димитрия с прихожанами на тему «Православие и современность: актуальные вопросы», где в дружественной обстановке все желающие могли получить ответы на свои вопросы.


Мы в Telegram



Мы В КОНТАКТЕ


Мы в YouTube