11.05.2014

МОНАСТЫРЬ КАК КОНСТАНТА

Майские дни – лучшее время для того, чтобы почувствовать красоту, обитающую за оградой монастырей. Все цветет, благоухает и аккордом вторит строгой и стройной гармонии архитектурных форм. Наша Воскресная школа побывала в Новодевичьем монастыре 11 мая. Дети посетили его в рамках предмета «Православное культурное наследие». В наши дни монастырь отреставрирован, вокруг проложены мощеные дорожки для прогулок вдоль пруда, с которого особенно живописно смотрятся его красно-белые башни и «навершия».

А что же внутри? Конечно, прежде всего дети обратили внимание на грандиозную колокольню: еще бы – 72 метра высотой, 5 или 6 ярусов – как считать. Это здание можно назвать таинственным, по слову нашего экскурсовода, оно строилось и задумывалось как музыкальный инструмент. На колокольне сейчас двенадцать колоколов, а один из них – времен Ивана Грозного! Монастырь был основан в 1524 г. великим Князем Московским Василием III Ивановичем в честь присоединения Смоленска в 1514 г. Но главный храм монастырского комплекса – Смоленский, сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. (Икона была в 1046 г. принесена на Русь из Константинополя, с 1077 г. находилась в Успенском соборе Смоленска, с 1404 г. – в Москве, в Кремле. Великий князь Василий Темный возвратил икону в Смоленск (1456 г.), оставив в Кремле ее точный список, который и был перенесен в Новодевичий монастырь). С тех пор, вплоть до 1925 г. 28 июля/10 августа совершался Крестный ход из Кремля в монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские цари и Московские Первосвятители. Этот день становился поистине всенародным праздником – знаменитые народные гуляния на Девичьем поле были известны всей Москве. Кстати, монастырь зовется НовоДЕВИЧЬИМ не потому, что в нем насельницы – девицы и женщины, а по названию поля – Девичье. А полное название обители – монастырь во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Экскурсовод Елена Игоревна показала детям картинку, на которой изображен монастырь времен Василия III, поистине, сегодня князь не узнал бы его: стены и церкви были деревянными, а не каменными, как сейчас, территория меньше, башен и колокольни не было. Смоленский храм, к сожалению, был закрыт, так как он неотапливаемый, и его открывают, когда в Москве устанавливается совсем летняя погода, чтобы перепады температур не вредили фрескам и образам. Мы узнали, что в нижней части храма – подклети – находятся около 40 гробниц вкладчиков, монахинь, родственников царя Ивана Грозного. Мы поклонились могиле первой игумении Новодевичей обители преподобной Елене (Девочкиной) (+1547), «благоговейной и благочинной схимонахине». Дети с большим интересом и небезуспешно разобрали полустертые надписи на церковнославянском языке на каменных клеймах стен монастыря, которые зримо свидетельствовали о древности обители.

В годы смуты и дни Московской осады (1610–1612 гг.) стены монастыря видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. Однако именно с Девичьего поля князь Дмитрий Пожарский повел на Кремль войска русских дружин. Через 200 лет в 1812 г. обитель в течение месяца (4 сентября – 9 октября) была занята французскими войсками и чудом не подверглась разорению. При отступлении захватчики хотели подорвать Смоленский собор и Успенскую церковь – под них было заложено большое количество пороховых бочек. Однако взрыв удалось предотвратить: монахиня Сарра (Николаева) подняла сестер, которые еще оставались в монастыре, и служителей на тушение уже начинавшегося пожара, и запаленные врагом фитили были залиты водой.

Большевистская революция прервала многовековой уклад жизни древней обители: декретами советской власти были закрыты благотворительные заведения, конфискована земля, а кельи отданы войскам и рабочим. В 1922 г. монастырь упразднили и открыли в его стенах музей. Насельницы монастыря остались работать в музее реставраторами, уборщицами, сторожами. В 1922 г. последняя настоятельница, игумения Вера (Лебединская) и четверо клириков были арестованы и осуждены по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1938 г. на полигоне в Бутово был расстрелян клирик обители – священномученик Сергий Лебедев – ныне прославленный в лике святых новомучеников российских. Тогда же пострадали за веру во Христа пять сестер обители: преподобномученицы Матрона, Мария, Наталия, Ирина и Наталия.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Первой настоятельницей стала игумения Серафима (Черная, + 1999), в прошлом – видный ученый-химик. В 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II впервые после 70-летнего перерыва совершил литургию в Смоленском соборе.

6 мая 2012 г. в монастырь была возвращена другая великая святыня – первый и древнейший список Иверской иконы Божией Матери, принесенный на Русь с Афона в XVII в., который последние десятилетия хранился в историческом музее. В 1648 г. встречать икону, привезенную с Афона, вышла вся Москва во главе с царем Алексеем Михайловичем.

Дети приложились в храме к иконам, помолились. Каково же было наше удивление, когда на стендах, посвященных приходской жизни Подмосковных приходов, ребята нашли фотографии из нашего храма и на некоторых увидели самих себя!

В заключение мы посетили выставку Богородичных икон, где узнали об основных композиционных правилах при написании некоторых икон Божией Матери.

Старинные солнечные часы попрощались с нами на выходе и еще раз напомнили всем, что любые перемены в обществе силами человека надо согласовывать с природой, сотворенной по Божиему замыслу: вот живем мы по «сдвинутому» то ли летнему, то ли зимнему времени, а часы много-много лет показывают не «сдвинутое» время, и никакая сила или приказы не могут заставить их идти по-другому. Монастыри и то, что в них живо – это та константа, которая так необходима человеку, как маяк в бурном, переменчивом море.

 

На вопрос педагога «Почему людям надо бывать в православных монастырях»? дети ответили:

Монастыри – это намоленное место. Там душа обретает покой, ведь там нет мирской суеты.

Владислав Козакул

Православные монастыри нужны для того, чтобы мы знали нашу русскую веру и не ушли с пути.

Никита Окороков

Монастыри нужно посещать для того, чтобы больше узнавать о подвигах, совершавшихся святыми, которые жили до нас, узнавать об иконах, которые хранятся в этих монастырях.

Елена Антонян

Православные монастыри надо посещать, чтобы узнать побольше: как историю монастыря, так отчасти и историю России, чтобы узнать о культурных памятниках, чтобы научиться многому у монахов и монахинь.

Дарья Крикуненко

Надо бывать в монастырях, чтобы насладиться красотой, как в Новодевичьем монастыре, чтобы увидеть реликвии и приложиться к мощам святых и древним иконам.

Екатерина Мазурина

В монастырях надо молиться и узнавать новое о них.

Анна Семенова

Если мы не будем знать свои святые места, то наша страна опустится на самый низкий уровень развития. Мы должны любить святые места и храмы.

Дарья Волгина

 

Н.В. Варламова