17.03.2012

Литургия — общее дело

Именно она объединяет всех нас, ходящих в храм, она должна являться центром нашей духовной жизни. Поэтому мы стараемся привить любовь к богослужению и нашим детям — ученикам Воскресной школы, а через это воцерковлять и всю семью.

17 марта в субботу при большом стечении народа была совершена Божественная литургия святителя Иоанна Златоустого, за которой молились, пели, читали, расставляли свечи, а самое главное – причащались Святых Христовых Таин ученики, родители и учителя Воскресной школы. Возглавил богослужение ее директор – иерей Димитрий Полещук.

После богослужения батюшка обратился с пастырским словом к богомольцам: «Одного старца спросили: «Как, отче, мне встретиться с Богом? Постом ли, молитвою, чтением Священного Писания?» И он отвечал вопрошающему: «Я пост держу такой, какой едва ли кто может держать, молюсь почти целый день без рассеяния, Священное Писание знаю наизусть, но Бога так и не встретил, нет во мне страха Божия, смирения и любви».

Надо ли ходить в храм по субботам или воскресеньям? Надо. Надо ли поститься? Надо. Надо ли читать Священное Писание? Надо. А Бога можно так в своей жизни и не встретить, так никогда и не стать христианином. Можно ходить в несколько Воскресных школ одновременно, исповедоваться у множества самых славных и известных в России и православном мире духовников, но Христа так и не увидеть. Можно сжечь свой паспорт, отказаться от ИНН и уйти в тайгу, но Христа так и не встретить. Почему? Потому что Его можно встретить только в том случае, если достичь определенных навыков. Каких?

Надо понимать, во-первых, для чего все это нужно. Если земля не вспахана, не обработана и не засеяна, то рожь, конечно, на ней не вырастет, поэтому необходимо и поститься, и молиться, и в храм Божий ходить, и приступать к святым церковным таинствам, освящающим нас. Если не посеяно, то и нечему будет всходить. Но это ещё не есть гарантия, что вообще что-то вырастет. Огромное количество детей в детстве воспитывались в Церкви, и с младенчества по воскресеньям их родители приводили к Чаше. И учились они в православных школах, и воспитание в семье они получали самое лучшее, а в результате стали они революционерами, безбожниками и расстреливали священников. Как же все-таки встретить Бога? Смирение – это величайшая человеческая добродетель. Страх Божий. Что это такое, мало кто себе представляет. Это состояние, когда ты постоянно ощущаешь присутствие Божие. Это состояние, когда ты не проказничаешь потому, что что ты перед Богом. Есть такой пример: лорд английский ест полагающимися приборами не только тогда, когда он на людях, но и всегда, какой бы ни был он уставший, он и салфеточку постелет, и ручки помоет, и помолится перед едой. Почему? Потому что он это делает не для людей, он это делает, потому что он так воспитан. И христиан, он себя ведет так не ради людей, а потому, что в нем есть страх Божий, потому что он знает: Господь Всеведущ. Украл ли я рыбок из аквариума в Воскресной школе или мобильный телефон, или бесплатно проехал в общественном транспорте, или кого-то обманул, или списал, или обидел, или оскорбил – все это Господь знает. И страх Божий – это состояние, когда человек никоим разом не хочет своим поведением оскорбить Бога, когда он не хочет потерять ту драгоценность, которую Бог дал ему.

Сегодня многие из нас причащались, почти 150 человек. Некоторые причащались впервые. И дети сегодня причащались, и молодёжь, и взрослые. Этот дар, который Господь даёт в Причастии, кто-то может оценить и сберечь, а кто-то уже потерял, не отойдя и двух шагов от Чаши. Для несведущего человека работа художника, например, Кандинского, не представляет никакой ценности, и он даже не поймёт, что это за произведение, ценить не будет, но для настоящего искусствоведа это – шедевр. Для человека, пришедшего в консерваторию, оратория Баха покажется скучнейшим произведением, а для ценителя музыки и человека понимающего, это высочайшее творение духа. Так и в Церкви, один подходит со страхом и трепетом, получая драгоценность в Причастии, а другой, не разбирая ничего, не понимая, ничего так в результате и не получит. Всё это происходит по сатанинской гордости. Сатана из-за гордости отпал от Бога, и человек из-за гордости отпадает от Бога. Как известно, гордым Бог противится.

Человек, приобретя смирение, страх Божий, может быть награжден Богом любовью. А любовь – это совокупность всех самых лучших качеств. Любовь к ближнему – это отвержение себя. Я не делаю, зато сделаю ради него, я не поем, зато с ним поделюсь. Я не посплю, но зато лишний раз что-то объясню вопрошающему. Я себя готов уничижить ради того, чтобы помочь ближнему. Это выражается во всем: обидели меня или похвалили, поблагодарили или забыли это сделать. Всё что я имею, принадлежит не мне: ни платочек на голове, ни сапожки, ни мобильный телефон, ни мама, ни папа – это все дал Господь, это все Его, и дети тоже принадлежат Богу. Поэтому то, что мы имеем – должны употребить на пользу, для того, чтобы принести плод – двукратный, десяти- или стократный, в зависимости от нашего усердия. И каждый на своем месте – будь то ученик или воспитанник ясельной группы детского сада, или старшеклассник, или студент, или родитель, или человек уже преклонного возраста – каждый на своём месте должен служить ближнему. Если так будет, то не важно, какая власть в стране – коммунисты или монархисты, либералы или консерваторы, важно, кто я и кем я являюсь перед Богом, и никакая демократия тут ни при чем, потому что, как сказал преподобный Максим Исповедник: «Я и Бог – это большинство», — причем подавляющее.

Вот поэтому и мы с вами не будем забывать, что Господь пришел не установить какие-то нравственные нормативы, нет. Он пролил Свою Кровь на Кресте для того, чтобы показать, как можно послужить своему ближнему. И Великий Пост, в середину которого мы завтра вступаем (ибо завтра Крестопоклонная неделя), для того нам и дан, чтобы не осуждать ближнего, как апостол говорит: «Ядущий пусть не осуждает того, кто не ест»; — а для того, чтобы мы с вами могли посмотреть вокруг, дорогие братия и сестры, и увидеть, что не только «я» есть в этом мире. Есть «ты», «он», есть «они» и есть «мы», и надо постараться увидеть в другом образ и подобие Божие. Вот тогда мы все – от мала до велика – будем настоящими христианами. И тогда слова Христа, которые мы слышали сегодня в евангельском чтении: «Пришел спасти кающихся», — будут обращены и к нам. Ведь покаяние – это осознание и изменение болезненности своей души. Постараемся услышать в себе голос совести и ответить на него. Пусть каждый это сделает сам для себя и ради Христа. И да поможет нам Господь быть достойными продолжателями подвига святых. Аминь».

После беседы со священником и чаепития дети отправились на уроки в Воскресную школу.