22.08.2014

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД

семинар22 августа в Христорождественском храме г. Мытищи прошел семинар «Духовно-нравственное воспитание и образование в воскресной школе в контексте возрастных особенностей учащихся», организованный методическим кабинетом Отдела религиозного образования и катехизации. В нем приняли участие ответственные за религиозное образование и катехизацию в благочиниях, представители благочиний. Вступительное и приветственное слово прозвучало от епископа Зарайского Константина и благочинного церквей Мытищинского округа протоиерея Димитрия Оловянникова.

Протоиерей Виктор Дорофеев, кандидат богословия, заведующий методическим кабинетом Московской епархии, рассказал о проблемах в работе с молодежью на примере деятельности молодежного лагеря.

К сожалению, известно, что многие дети уходят из воскресных школ, и эту проблему не надо замалчивать. Отец Виктор назвал несколько вопросов, которые можно считать характерными для многих школ:

  1. Зачастую учебный материал подается скучным, «деревянным» языком, дети не воспринимают такую подачу материала;
  2. Детям недостает активного общения и самостоятельной деятельности;
  3. Не хватает квалифицированных преподавательских кадров. Отец Виктор рассказал, что в этом году в Покровском храме с.Кудиново Ногинского района прошел уже пятый молодежный лагерь, во время работы которого священники и педагоги постарались конструктивно решить некоторые из названных вопросов. Прежде всего, «власть» в лагере была отдана детям: самоуправление – известный прием, но решиться на него могут не все педагоги; кроме того, мы старались организовывать такие мероприятия, диспуты, которые интересны всей современной молодежи, чтобы не уходить от острых вопросов времени, – более 30 (!) направлений работы – такое многообразие тоже большая смелость со стороны педагогического коллектива; каждую конкретную тему старались подать всесторонне: заранее готовили видео- и печатные материалы, не менее 2-3 выступающих излагали разные точки зрения в обществе, и общение проходило только в свободной форме дискуссий; для того, чтобы развивать у молодых людей инициативу, ответственность, – каждый из участников лагеря готовил одну или больше тем для диспутов. В частности, в нескольких лагерях на диспутах поднимали непростую тему абортов, показывали известный фильм «Дневник нерожденного ребенка» и затем обсуждали его.
  4. «Приглашаем в наш молодежный обучающий лагерь 2-5 января 2015 года активных и не очень активных молодых людей в возрасте 16-25 лет, – так закончил свое выступление отец Виктор. (http//www.kudhram.ru/page/kontakty.html).

С большим интересом было выслушано необычное по содержанию для церковной аудитории выступление протоиерея Илии Шугаева, кандидата богословия, настоятеля Михаило-Архангельского храма г. Талдома. Что считать целью образования в воскресных школах – воцерковление ребенка или же воспитание зрелой личности? Так поставил вопрос в докладе «Воспитать личность» отец Илия. Именно воспитание зрелой личности должно стать главным приоритетом в работе наших воскресных школ, достичь этого можно, уделяя больше внимания социализации наших детей. Почему так? Если ребенок в хорошем смысле социализирован, когда автоматизированы формальные необходимые мелочи жизни, он имеет возможность освободить силы для духовного роста. С другой стороны, цель воцерковления – тоже в том, чтобы освободить душевные и телесные силы для духовной жизни. Важно, чтобы воцерковление произошло в раннем возрасте, тогда ребенок не будет стесняться в миру, и церковная жизнь не будет казаться ему чем-то не вписывающимся, резко не сочетающимся с обычной мирской жизнью. Также очень важно педагогам, считает отец Илия, уметь так воспитывать, чтобы не контролировать каждый шаг, давать больше самостоятельности, способствовать ее пробуждению. «Вот пошли однажды с ребятами в поход, сделали привал, – рассказывает батюшка. – Сидим 10 минут, сидим 15. Я понимаю, что надо идти за дровами, ставить палатки, доставать продукты и т.п. Мне ничего не стоит всех быстро организовать, разделить на группы, поручить каждому что-то, но я молчу. Терплю и молчу, жду, когда же сами-то проснутся. Наконец через 20 минут кто-то говорит «вообще-то надо костер разводить…», потом еще кто-то встает и идет за дровами. Мне стоит огромных сил не начать указывать, кому, что и как делать. В конце концов, не очень скоро, не очень правильный и ладный, но костер горит». А ведь дети подсознательно ждали, что вот, мол, сейчас батюшка всем скажет, что и как делать. Когда я слышу, что педагоги говорят «послушание выше поста и молитвы», то не могу с этим согласиться: нераскрывшиеся бутончики, детские души, не надо пригибать к земле – смирение до полного раскрытия личности даже опасно, так мы можем погубить любознательность, пытливость ума, инициативность.

Диакон Илия Кокин и священник Димитрий Березин рассказали о принципах использования мультимедийных пособий в учебном процессе, а также представили новые издания Миссионерского и Отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии. О работе с малышами на приходе Михаило-Архангельского храма г. Талдома рассказала педагог Л.К. Цветкова.

В заключение всем участникам был предложен адрес Мобильной православной библиотеки: pravbiblioteka.ru. Думается, этот сайт будет интересен не только педагогам: там вы сможете найти интересующую вас книгу, познакомиться с новинками и тематическими подборками, а также обменяться мнениями о прочитанных книгах.

Варламова Н.В.


Мы В КОНТАКТЕ


Мы в Инстаграмме


Мы в YouTube


Мы в FaceBook