13.11.2010

ХРИСТИАНСТВО – ЭТО ЖИЗНЬ

Благотворения и общения не забывайте,
таковыми бо жертвами
благоугождается Бог.
(Послание апостола Павла к Евреям 13:16)

13 ноября наш приход посетил настоятель Покровского храма села Акулово Одинцовского района протоиерей Валериан Кречетов.

Отец Валериан родился в 1937 году в семье репрессированного бухгалтера и впоследствии священника Михаила Кречетова. Окончил школу в 1959 году, и тогда же был зачислен в Московский лесотехнический институт, спустя три года после окончания которого, последовав примеру отца, поступил в Московскую духовную семинарию, а потом и в академию.

Более 40 лет он предстоит престолу Божию. За долгие годы своего служения имел возможность общаться со многими выдающимися пастырями, в том числе с протоиереем Николаем Голубцовым, архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), протоиереем Николаем Гурьяновым.

Встечу с прихожанами он начал словами: «Благодарю всех вас за любовь, которую вы проявили к своим пастырям и ко мне грешному».

Затем в ходе двухчасовой беседы о. Валериан старался передать заинтересованным слушателям свой жизненный, и что особенно важно для христианина, духовный опыт.

Учитывая, что это был рабочий день, и не все желающие смогли попасть на встречу с этим удивительным пастырем, представляем вашему вниманию ключевые моменты беседы.

Инициатива наказуема

«Христианство – это жизнь. Жизнь свидетельствует истину Евангелия. В жизни приходится попадать в неприятные ситуации, потому что нас не спрашивали, а мы куда-то полезли с какими-то пожеланиями или же, даже, чуть, не с советами. Советы сложно давать, да и главное – ответственно. Святые отцы говорили: «Отвечать прежде вопроса – безумие» (см. Притч.18:14), а в жизни эти слова звучат так: «инициатива наказуема». Мудрый молчит до времени, безумный говорит без времени (см. Сир. 20:7)…

Мир направлен на то, чтобы человеку некогда было думать. Все, что происходит с нами, все есть в Священном Писании, но Слово Божие еще нужно уразуметь…

Доброта – почва, на которой произрастает спасение. Мы же сажаем весной, когда почва прогреется, утеплится. Так и человек: нельзя ему говорить, когда у него сердце, как камень, нельзя; пользы это не принесет. В это время от человека отходит разумение, он не соображает, не ведает, что творит. В таком состоянии человеку говорить бесполезно, больше того – вредно. Пользы ты не принесешь, а врага наживешь. Значит нужно дождаться, когда человек сможет это понять. Кстати, и Сам Господь так поступает…»

Во всем, что с нами происходит, виноваты мы сами

«Один из преподобных шел-шел, увидел костер, вокруг которого сидели пастухи, и остановился. Ночь, пригреться нужно, а ведь пастухам скучно – они его стали расспрашивать, а он рассказывать. Все собрались, слушали, все хорошо, а пока они сидели овец-то у них украли. Они хватились: «Так, он нам глаза отводил!». Раз его – и в тюрьму. Он сидит и говорит: «Несправедливость. За что? Ни за что! Доброе дело делал, людям рассказывал о духовных вещах, о святых местах, а мне такое воздаяние. Я же тут ни при чем». В этот момент явился ему ангел и говорит: «Сейчас ты говорил о хороших вещах, но ведь не всю жизнь таким был. Вспомни, ты в детстве в шутку угнал корову, камнями в нее бросался, она в лес забежала, на нее напал дикий зверь, корова погибла, а семья, у которой была корова, осталась без кормилицы, пошла по миру. Вот ты теперь и сидишь за кражу скотины». Так что при чем, давно при чем…»

О детях

«Дети – это такой патерик, такое поучение», – говорит отец Валериан, сам являющийся главой большого семейства (у него 5 сыновей, две дочери и 31 внук). Как-то его дети подрались из-за игрушки. Спустя некоторое время она валялась, никому не нужная, а дети успокоились – лежат по кроваткам. «Вот тут с ними можно говорить. И я начинаю с ними разговаривать. Чтобы отнять – нужна сила, а уступить – смирение (а это уже сила воли). Дети молчат, все поняли. А на утро уже все забыли и снова сцепились за какую-то вещь. Я им и напоминаю: «У кого смирение-то?» Они оба и отпустили игрушку…»

«Или вот еще случай: один сын говорит другому: «Я тебя могу ногой ударить» (при том, что никогда не дрался). Другой: «Ну, ударь». И тишина, т.к. по послушанию ударить уже не возможно. Тогда тот снова: «Я тебя могу ногой ударить». Другой: «А если ты в гробу лежишь, ты можешь меня ногой ударить?» «Я застыл, – вспоминает о. Валериан, – а в сущности ребенок процитировал слова апостола Павла, и читались они каждому из нас при Таинстве Крещения: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11). Т.е. греху – мертвец, потому что покойник не ругается, не дерется. Вот и получается: крещеный не может ногой бить – в гробу лежит для греха…»

Об образовании, как Образе Божием

«Есть изречение: привычка — вторая натура. Тогда какая же первая? А первая – та, про которую Господь сказал: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Всем нам нужно к этому возвращаться, воссоздавать в себе Образ Божий, утерянный через грехопадение…

Образование состоит их трех элементов: 1) воспитание нравственности; 2) умение мыслить, правильно рассуждать, разумно; 3) и на последнем месте стоят знания.

А у нас часто считают, что если есть образование – значит человек образованный, много знает. Но это не совсем так. Еще Аристотель говорил: «Множество знаний еще не предполагает наличие ума» и «Увлечение знаниями и пренебрежение нравственностью есть движение не вперед, а назад».

Знания – это то, что человеку преподается и он пропускает через свой опыт. Знания без опыта – просто информация, то, о чем слышал, но еще не знаешь сам. Эти две вещи часто путают.

Так вот без конкретного опыта в духовной области все рассуждения будут глумлением. По этому поводу говорил представитель славянофилов И.В. Кириевский: «Размышления или рассуждения на духовные темы, отвлеченные от конкретного опыта – есть развлечение». И иногда бывают более пагубными, чем светское развлечение. Человек может казаться духовным, а на самом деле быть просто начитанным…»

Человек рождается для того, чтобы умереть

«Наша жизнь имеет духовную сущность. Человек рождается с бессмертной душой».

В одной паломнической поездке в Грецию я увидел надпись: «Если умрешь, прежде чем умрешь, то не умрешь, когда умрешь». Поэтому понимать слова «человек рождается для того, чтобы умереть», следует так: умереть для греха и жить вечно. Живя для греха, человек умирает навечно.

Еще молодым человеком, участвуя в боевых действиях, будущий митрополит Антоний Сурожский, спросив у отца о том, переживал ли он за свою жизнь, получил ответ, что самое главное – это во имя чего жить и за что умирать.

Без понимания жизни в духовном смысле жизнь бессмысленна. А смысл в том, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Образ нам дан, а подобия нужно достигать. Господь сказал: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» (Мф. 5:48), т.е. будьте подобны Богу.

Задумайтесь над тем, ради чего человек живет? Ответ есть: чтобы исполнять волю Божию! Поэтому, как говорил святой Силуан Афонский: «В жизни главное знать о себе волю Божию». Тогда все становится на свои места…»

О силе молитвы

«Если услышите где-то какое-то сквернословие, или увидите в книге, или в другом месте – тут же читайте «Отче наш…». Молитва – это призывание имени Божьего, обращение к Богу, а кто против Него может устоять!? Никто!»

О любви

«Человек живет по-настоящему, когда он в любви. Не в той любви, которую у нас часто путают со страстью, влечением плотским, о которой, когда она угасает, говорят «любовь прошла» – а на самом деле ее никогда и не было.

Любовь – это дар Божественный, и она, прежде всего, заключает в себе любовь к Богу, и это понятие распространяется на все остальное.

Сербский святой, преподобный Иустин Попович, сказал: «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку есть самообман».

Любовь требует сердечной чистоты, потому что это благодать и помощь Божия. Без помощи Божьей ни стяжать любовь, ни удержать ее, и тем более взрастить — невозможно. Сущность человека – любовь, иначе это не человек. А из-за «умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).»

О подвиге смирения и терпения

«Главное в человеке – духовная сущность. Часто приходит человек в храм, когда на душе становится тяжко…

Больше страдают лучшие люди, а это значит, что страдания и душевные и телесные – удел лучших людей. Если ты страдаешь – значит, тебе позволено страдать, дабы очиститься. Для того, чтобы научиться свободе – нужно преодолеть страдания…

Внутренний духовный подвиг смирения и терпения есть у всех, от него никуда не денешься, другого пути нет. Чтобы чего-то достигнуть, нужно потрудиться, а помощь в этом нам в Святых Таинствах: Исповеди, Причащении, Соборовании; и в церковной молитве…»

Заканчивая встречу, о. Валериан ответил на вопросы слушателей и напомнил еще раз, что духовная жизнь – это наша повседневная жизнь, целью которой является стяжание Духа Святого. Если есть возможность жить спокойно, живите спокойно, не попадайтесь в ловушку дьявольскую, не накручивайте себя, размышляя над тем, что будет, или как было. Прошлое осталось позади, будущее – не известно. Господь учит нас жить в настоящий момент!

После встречи протоиерей Валериан в сослужении духовенства храма совершил всенощное бдение.