09.11.2012

ДА НЕ БУДЕТ БОЛЬШЕ СМУТНЫХ ВРЕМЁН!

9 ноября ученики Воскресной школы при нашем храме посетили Государственный Исторический Музей (ГИМ).  Это была не просто экскурсия, а завершающее занятие по теме «Смутное время в России». Перед тем, как поехать в музей, дети на нескольких уроках в рамках курса «Православное культурное наследие» знакомились с основными историческими вехами этого трудного времени, события которого сыграли огромную роль в жизни нашего государства.

Государственный исторический музей – крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней. Его коллекции, формировавшиеся почти полтора столетия, насчитывают около 5 миллионов музейных предметов и 14 миллионов листов документальных материалов, это 1/12 часть Государственного музейного фонда Российской Федерации.

Решение о создании Исторического музея принял русский император Александр II в феврале 1872 года.

По полноте и разнообразию многомиллионная коллекция музея не имеет себе равных в стране: экспонаты музею жертвовали государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства.

Знакомство с музеем мы  начали  в величественных Парадных Сенях – это одно из красивейших помещений музея, на сводах которого изображено выполненное Ф.Г. Тороповым «Родословное древо государей Российских» с портретами великих русских князей и императоров. Своды расписаны характерным русским национальным травным орнаментом. Когда мы стояли под этими сводами, показалось, что мы попали в расписной русский  терем, где нас ждали, и это настроило на радостное узнавание нового.

Сначала наше занятие проходило в специальном классе, где экскурсовод провела с ребятами тематическую беседу с показом слайдов. Ученики нашей школы показали себя заинтересованными и знающими людьми. Особенно активно и верно отвечали М. Садчиков, М. Чмырёв, М. Кинах и А. Сидорова. Затем мы прошли к музейной экспозиции. В зале ГИМа, посвященного истории Смутного времени, мы словно шагнули на четыре столетия назад. Когда находишься в музее рядом с реальными вещами, история тех давних страшных лет ощущается во всем своем величии и трагизме. Пожелтевшие листы архивных документов, обмундирование воинов, чаши из серебра и золота, портреты и старинные карты Московии – все эти экспонаты помогают уловить дух времени, хотя бы отчасти понять внутреннюю логику поступков людей, кому довелось тогда жить.

Ребят удивили некоторые факты из рассказа гида. Например, принято считать, что польская армия была более организованной и мощной по сравнению с русской, но, оказывается, по качеству и количеству русская артиллерия в XVII веке превосходила все страны. Всех заинтересовал рассказ об оружии, представленных в одной из витрин – сабле и мече-палаше в украшенных драгоценными каменьями ножнах. Оружие уникально, так как принадлежало героям борьбы русского народа с иноземной интервенцией – князьям Д.М. Пожарскому и М.В. Скопину-Шуйскому. Молодой талантливый полководец Михаил Скопин-Шуйский одержал блестящие победы над интервентами и не позволил им отторгнуть от Российского государства Северо-Западные земли.

Князь Дмитрий Пожарский возглавил в 1612 г. народное ополчение, штурмом взял Московский Кремль, где засели поляки, и освободил город от захватчиков. По преданию, благодарные москвичи преподнесли князю эту саблю. Она считается самым древним русским наградным оружием.

На стенах зала – уникальная живописная коллекция. Но особый интерес вызвало у всех детей невиданное вооружение польского воина-рыцаря, закованного в броню. Его называли «крылатым гусаром». Особенностью его доспехов является большое «крыло» из лебединых перьев, прикрепленное посередине спины. При быстрой езде перья угрожающе шелестели, «крыло» своим видом и звуком должно было пугать противника, кроме того, острые концы перьев также могли ранить нападавшего. Завершая экскурсию-занятие, все дети успешно выполнили письменное творческое задание, ответив на вопросы ведущей.

По нашей просьбе, гид рассказала об обороне Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 годах и показала хранящийся в музее список Повести Авраамия Палицына «История в память предыдущим родом», в которой отдельная часть посвящена этим событиям.

В заключение ребята и взрослые посетили Казанский собор, где приложились к иконам.

Когда мы проходили по Александровскому саду, то обратили внимание на большой камень, поставленный в центре круглого газона. Мы уже знали, что именно здесь будет поставлен памятник патриоту и мученику Патриарху Гермогену, нравственный подвиг которого по преодолению Смуты трудно переоценить. И как приятно было видеть, что все наши дети, в отличие от многих взрослых, гулявших в саду, знают, почему этому памятнику так необходимо быть, почему именно здесь, а также и то, какую великую роль сыграла в преодолении Смуты икона Казанской Божией Матери. Знают они теперь и о подвигах многих и многих русских христиан, которые, по слову поэта А.К. Толстого, явили «железное терпение на диво их врагам».

    Варламова Н.В.