03.12.2012

ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ ЗРИТ БОГА

В далекие времена, больше двухсот лет тому назад, когда старушка-Европа была верующей и чтила Божьи заповеди, и случилась необыкновенная история с немецким парнем по имени Петер. Был он простым угольщиком и с завистью смотрел на внушительный и почтенный вид мастеров стекольного дела и сплавщиков-плотогонов, которые населяли его родной край – Шварцвальде («чернолесье» по-русски). Ремесло угольщика оставляло много времени для раздумий, и Петер частенько думал о том, почему не он так же красив и силен, как лесные великаны — плотогоны. Приходя на деревенские праздники, они стояли, навесив на себя серебряные побрякушки – всякие цепочки, пуговицы и пряжки, широко расставив ноги, глядели на танцы, затягивались из аршинных кельнских трубок, а затем запускали в карманы руки, целыми пригоршнями вытаскивали серебряные монеты и за один вечер проигрывали больше, чем зарабатывал Петер за целый год. С этой маленькой зависти и начался путь молодого парня в ад, и если бы не …., то пропала бы душа его для Бога навсегда. А что «если бы не…»? Ответ на этот вопрос дан Вильгельмом Гауфом в прекрасной сказке «Холодное сердце», по мотивам которой вот уже больше двухсот раз в МХАТе им. Горького был сыгран спектакль для детей «Сокровища Петера».

Ученики Воскресной школы нашего прихода перед посещением театра на нескольких занятиях обсудили, что же такое литературная сказка, чем она отличается от народной. Сначала дети вспомнили творчество знаменитого сказочника Г.Х.Андерсена и его произведение «Девочка, наступившая на хлеб». Нынешним детям невдомек, что их родители, а тем более бабушки и дедушки, читали Андерсена с купюрами, правками, и множество сказок просто не публиковались в СССР из-за «религиозного содержания». Даже в бессмертной «Снежной королеве» цензоры не побоялись убрать финальные строки: «Розы цветут, красота, красота, скоро увидим младенца Христа!» Теперь же мы можем наслаждаться всеми сказками великого датчанина, и воистину, если бы Бог захотел создать христианского сказочника, то им по праву стал бы Андерсен. И не потому он христианский сказочник, что пишет о вере и Церкви, о посте и молитве, а потому, что произведения его проникнуты духом любви и милосердия, герои его, если и ошибаются, то раскаиваются и меняются к лучшему, они верят в Бога и Его заповеди, хотя иногда сбиваются с пути.

Правда, девочка, наступившая на хлеб, прямо с рождения была очень злой, и ей пришлось много лет мучиться тяготой совершенного греха, пока она не начала его осознавать, а затем Бог дал ей возможность его искупить.

А Петер Мунк из сказки Гауфа не был злым и жадным не был, но стал таким, когда поддался искушениям и продал свое сердце в обмен за богатство и власть Михелю-голландцу. Как провидчески почти 200 лет назад, совсем еще молодой В.Гауф, точно указал на зародившийся мощный источник зла, когда алчные люди стали давать деньги в рост, и появилось племя ростовщиков, делавших деньги из ничего. И теперь весь мир опутан паутиной банков, ничего не производящих и лишь закабаляющих людей. Ведь в том, чтобы зарабатывать честным трудом деньги для себя и семьи, нет ничего плохого, но когда богатство и власть становятся целью, – прощай человечность, прощай милосердие. Бессердечие в сказке Гауфа – это не метафора, а реальное событие. Петер получил каменное сердце взамен своего живого, и после этого ему никогда не бывало грустно, но зато не бывало и весело. А его родное «глупое сердце, умевшее жалеть», осталось в ларчике у Михеля – властителя лесов, хранившего не одно такое сердце.

Конечно, все закончилось хорошо, и Петер воскликнул: «Знал я на своем веку и богатство и бедность. Беден я был, когда был богат, богат, когда беден. Были у меня раньше каменные палаты, да зато и сердце в груди было каменное. А теперь у меня только домик с печью – да зато сердце человечье».

Наши юные зрители были так заинтересованы спектаклем, что педагогам вообще не пришлось вспомнить о вопросах дисциплины или делать кому-то замечания. Запомнилось мнение Светы Бондаревой: «Ой, это такая сказка, что нельзя и предположить, что же будет в следующий момент!»

Ребята без труда ответили на вопрос, чем же был богат и чем беден был Петер, а вот на вопрос, почему Михелю было нужно именно сердце, а не глаз, ухо или руки, они искали ответ уже на следующем занятии и, конечно, справились.

Н.В.Варламова